Современные технологии помогли мне найти анахронизм у Льва Толстого. Во втором томе «Войны и мира» есть описание приятеля князя Андрея: «один из тех людей, которые выбирают направление как платье — по моде, но которые поэтому-то кажутся самыми горячими партизанами направлений».
Слово «партизан» здесь во французском значении слова — сторонник. Вот я открываю сайт Le Monde, вбиваю partisan — и нахожу: в Портленде полиция застрелила убийцу сторонника Трампа (partisan de Donald Trump).
В русском языке слово «партизан» в военном смысле встречалось еще у Петра I и во время войны 1812 года (Денис Давыдов называл себя партизаном), а вот в невоенном смысле, как «сторонник чего-то», оно стало появляться через 20 лет после действия романа Толстого. Например, у Лермонтова в «Княгине Лиговской»: … он, как партизан Байрона, назвал ее портретом Лары.
Это мы можем видеть благодаря Корпусу русского языка, который содержит в себе все тексты на русском за последние 300 лет. Собственно в этом и есть ошибка Толстого: он описывает человека 1810-х словом, которого в то время ещ не было в языке!
Больше всего это похоже на слово людей 1840-1850-х годов. Смотрите сами: у Майкова — «партизаны всего европейского» (1846); у Анненкова — «партизаны свободного обмена» (1847), «партизаны свободной торговли» (1848); у Чернышевского — «оскорбления самолюбию партизанов той или другой стороны» (1856); у Добролюбова — «страшный партизан законности» (1860) и так далее.
Очевидно, Толстой рос, читая этих людей в журналах. Для него слово «партизан» в этом значении казалось естественным — забавно, но Корпус фиксирует первое упоминание как раз в год рождения Толстого, в 1828 году. В этом же смысле «партизанов» находим у Гончарова, Лескова, Салтыкова-Щедрина. Они читали те же журналы.
В начале XX вв. значение «повстанец» начинает преобладать, причем нет еще советской положительной коннотации: партизанами называют, например, восставших в Средней Азии (против российской администрации).
Два последних упоминания в непривычном для нас значении приходятся на дневник Чуковского (1910) и воспоминания Витте (1911). А дальше — только песни известных нам партизан.
Подписывайтесь на мой канал. Недавно я рассказывал, как Достоевский рассорился с другом навсегда из-за вопроса, сколько будет дважды два.