Автор Дональд Кларк
Есть один французский философ, который сильно отличается от других - Жан Бодрийяр (1929–2007). Он оказался гораздо более значимым философом, теоретиком культуры и пророком.
Как развиваются метавселенные
Нео в «Матрице» передает копию книги «Симулякры и симуляции» Бодрийяра (1981), подчеркивая, что фильм основан на симуляциях и является их дополненими.
Но сцена «Матрицы» с ее компьютерными дисками старой школы внутри книги кажется сейчас довольно устаревшей. Мультивселенная - это гораздо более значительный шаг в сторону мира Бодрийяра, который он назвал гиперреальностью. По мере того, как очные и печатные медиа двигались в сторону кино и телевидения, а затем и в онлайн-миры, Бодрийяр переопределял медиа в терминах симулякра или создавал сущности, которые больше не являются просто репрезентациями, но создают реальности сами по себе, оторванные от реальности.
Это не просто цифровые медиа, это миры, оторванные от реальности. Он философ виртуальной реальности, человек, который вообразил и определил Метавселенную в её младенчестве, зная, что будет в будущем.
Вместо того, чтобы рассматривать мир с точки зрения старых бинарных противоположностей явления и реальности, субъекта и объекта, угнетателей и угнетенных, он видит, что мы все больше находимся в мире симулякров и симуляций (1981) - рекламы, телевизионных новостей и мыльных опер. С помощью Метавселенной мы буквально перемещаемся в эти миры, населяя их, создавая в них новые экономические модели и экономики.
Он намечает, как это развивается. Метавселенные сначала начинают отражать реальность, затем они маскируют и искажают эту реальность и усиливают ее отсутствие, а затем, наконец, не имеют отношения к реальности. В этой книге есть блестящий отрывок о Диснейленде. Вы никогда не увидите это место в таком же свете после прочтения этой критики США, которые «забальзамированы и умиротворены».
Удивительно, но все его работы были написаны в эпоху вещательных медиа, до Интернета. Теперь, когда его симулякры воплощаются в компьютерных играх, социальных сетях, виртуальной реальности, искусственном интеллекте, а теперь и в Метавселенных, он актуален как никогда.
Метавселенные и мета-повествования
Он отвергает то, что другие постмодернисты называли мета-нарративами, марксистскими и фрейдистскими идеями агентов свободного производства. Но он отличается тем, что постулирует альтернативу, заменяя ее в Обществе потребления (1970) более сложным агентом как потребителей и потребления, а не производства, как новый локус экономической активности.
Области экономической деятельности теперь представляют собой смоделированные среды реального мира, в торговых центрах, с их вечной весной и покупками. Мы даже покупаем эти смоделированные «впечатления» даже в том, что кажется физическим миром, например в Диснейленде.
Эти новые драйверы сделали нас не производителями, а потребителями с огромным потенциалом потребления.
Вера буквально подпитывает это чрезмерное потребление, делая удовлетворение этих желаний легким и немедленным. Он идет намного дальше в «Зеркале производства» (1973), где разрушены основные элементы марксизма. Перевернув марксизм с ног на голову, он переопределяет его как оправдание самой системы, которую он утверждает, что разрушает. Сосредоточившись на труде, производстве и стоимости, марксизму не хватает дистанции от системы, работая в рамках механики производства. При этом основное внимание уделяется агенту свободных производителей, а не агенту-потребителю.
Бодрийяр также является философом «консьюмеризма», который, по его мнению, теперь является опровержением «коммунизма». Отвергая экономические объяснения традиционного марксизма, реальный мир теперь представляет собой сложную взаимосвязь консьюмеризма, коммуникаций и товаров. Криптовалюты, NFT, торгуемые цифровые объекты в игровых мирах находятся в свободном обращении за пределы марксистского материализма. Люди больше не являются экономическими агентами производственного процесса, они - агенты, которые потребляют и занимают гиперреальные миры. Тот факт, что одна из крупнейших, наиболее ценных и глобальных компаний на планете приняла это в качестве своего бренда и цели, подтверждает его точку зрения о том, что физическое производство больше не является сущностью капитализма.
Метавселенная и история
В книге «Война в Персидском заливе не существовала» (1991) он шокировал многих, заявив, что война, переосмысленная средствами массовой информации, создала реальность, отдельную от самой войны.
Его более глубокий смысл заключался в том, что, когда события смещаются таким образом, сама история разрушается через размывание. Он выводит нас за пределы культуры, основанной на «событиях», в неисторическое состояние. Застряв в вездесущем зрелище, мы забываем прошлое.
Дело не только в том, что такие войны сейчас снимают, пишут в Твиттере и на YouTube, многие почти сразу превращаются в фильмы и компьютерные игры. Сейчас существуют десятки фильмов, и есть по крайней мере 18 компьютерных игр, полностью основанных или содержащих события войны в Персидском заливе. Революции больше не транслируются по телевидению, они игровые. С 11 сентября мы увидели, что это произошло с еще большей интенсивностью и размахом, когда две точки зрения на событие приводят к столкновению двух отдельных и глобальных мировоззрений.
Позиция Бодрийяра по этому поводу была смелой и честной. Он думал, что это было почти неизбежно. Что мы, как вид, утонем в собственных симулякрах, его всепоглощающая природа задушит и поглотит нас. Его единственной реакцией было ницшеанское - молчание. Бодрийяр на самом деле (или нереально) - философ эпохи Мультивселенных.
Библиография
Baudrillard, J., 1995. The Gulf War did not take place. Indiana University Press.
Baudrillard, J., 2019. Simulacra and simulations (1981). In Crime and Media. Routledge
Baudrillard, J., 2016. The consumer society: Myths and structures. Sage.
Baudrillard, J., 1975. The mirror of production (Vol. 17). St. Louis: Telos Press.
Baudrillard, J. and Singer, B., 1990. Seduction. New World Perspectives.
Baudrillard, J., 2005. The conspiracy of art. New York