Читательница "Московских историй" Татьяна Киселева считает, что в жизни человека наступает такое время, когда есть желание и возможность оглянуться назад, и время это – пенсия. Вот и она решила покопаться в семейных архивах, причесать воспоминания и написать семейную историю - в надежде, что когда-нибудь она будет интересна будущим поколениям семьи.
После смерти мамы и прочтения фронтовых писем родителей, случайно обретённых мною на антресоли ее квартиры, многие белые пятна в истории семьи получили окраску.
Итак, две точки на карте нашей Родины, которые, с уверенностью можно сказать, связаны с нашими предками по линии матери. Это село Затишье Рязанской губернии и слобода в окрестностях Симонова монастыря, где в конце 19-го века обосновался мой прадед, уехав на работу в Первопрестольную. Здесь прошло детство моей бабушки, мамы и моё.
Роду-племени мы не аристократического, в летописях и других исторических источниках не прописаны, посему судить о своей родословной можем только по метрическим церковным книгам с записями о крещении и бракосочетании да по семейным рассказам старших.
Основателем фамилии был, очевидно, некто Петр из села Затишье Рязанской губернии, сын которого, Тимофей Петров, мой прапрадедушка, родил сына Ермолая. Этот Ермолай Петров, мой прадедушка, женился на Агриппине Новичковой (в семье ее звали Грушей).
В 1900 г. Ермолай Петров с женой Агриппиной и малолетними детьми, 4-летним Сергеем и 2-летней Дуней, уезжают из родного села в Москву и селятся неподалёку от Симонова монастыря.
Симонова слобода находилась на юге Москвы, на возвышенном левом береге Москва-реки. Граничила на севере с Крутицким подворьем, на юго-востоке с деревней Кожухово, а на юго-западе с урочищем Тюфелевой рощи.
Почему они обосновались именно здесь? В конце XIX века на месторасположение промышленных предприятий решающее влияние оказывало строительство железных дорог. С постройкой рельсовых путей восточные и северо-восточные окраины Москвы превратились в оживленную производственную зону.
В 1893 г. Симоновская ветка Московско-Казанской ж.д. , построенная железнодорожным магнатом П. Г. фон Дервизом, прозванным за свои несметные богатства русским графом Монте-Кристо, протянулась от станции Перово до станции Симоново и обслуживала нефтяные склады.
Эти нефтяные склады Альфред Нобель, имя которого носит одна из престижных премий мира, вместе с братьями располагает на окраине тогдашней Москвы, всего в семи километрах вниз по Москве-реке от Кремля. Находились они под стенами Симонова монастыря, а чуть южнее прикупил часть Тюфелевой рощи сын железнодорожного магната, коннозаводчик, Павел фон Дервиз.
Кусок этого землевладения Павел продал знакомому инженеру Александру Бари, построившему на нём кузнечно-котельный механический завод - «Котельный завод А.В. Бари». Главным инженером и техническим директором завода был его друг, инженер Владимир Шухов. Тот самый Шухов, резную гиперболоидную башню которого до сих пор можно видеть на Шаболовке. Так в конце XIX века Симонова слобода стала превращаться из тихой окраины в рабочий поселок.
На «Котельном заводе А.В. Бари» владелец ввёл «совершенно новый строй рабочей жизни». Зарплата была в среднем на 10% выше, чем на остальных фабриках, рабочий день был короче, на обед предоставлялись щи, каша и хлеб за счёт хозяина, на предприятии дежурил фельдшер, болезнь рабочего первую неделю хозяин оплачивал полностью, затем в половинном объёме, а на вечерние курсы повышения квалификации приходили рабочие со всего района. Были даже построены общежития для холостых и жилища для семейных.
Поинтересовавшись, где же находился конезавод Павла фон Дервиза, я заметила, что Старожилово всего в 40 км от деревни Затишье в Рязанской губернии, откуда родом были мои предки. Учитывая, что Бари и фон Дервиз были знакомы, слухи о либеральных условиях труда на «Котельном заводе А.В. Бари» вполне могли разнестись по округе. Так, что с большой долей уверенности, можно сказать, что не случайно оказались мои предки на ст. Симоново, под стенами древнего монастыря (Московско-Казанская ж.-д. как раз проходила через Рязань.
Обосновавшись в слободе на окраине Москвы, неподалёку от Симонова монастыря, Ермолай работал на «Котельном заводе А.В.Бари», Агриппина вела домашнее хозяйство.
Продолжение: