"У меня проблемы. Взрослый сын единственный пять лет не работает. Иногда подрабатывает курьером, возит документы, а в основном сидит дома с бабушкой, пишет ей списки, что ему купить. Всё ему поднеси-принеси и все недоволен. Не стремится ни к чему, обвиняет меня во всем. Стал злым, агрессивным, вспыльчивым. Завидует людям и чужому счастью".
В 2014 году ученые провели один удивительный эксперимент. Случайным образом выбрали несколько предприятий и специально создали ощущение успеха соответствующей обратной связью. Было назначена премия за какие-то заслуги, написаны положительные отзывы о продуктах, собраны поддерживающие петиции. А через некоторое время провели еще одно исследование. Те предприятия, что получили такую поддержку, оказались более успешными, чем предприятия из контрольной группы. Успех порождает успех, даже если он искусственно создан.
Когда у нас что-то получается хорошо, этот опыт влияет на состояние сильнейшим образом. Повышается самооценка, растет вера в свои силы, появляется вкус к активной позиции. И вот результат - сильны, смелы и воодушевлены. Успех формирует особое отношение к себе - "я могу". Формирует позитивное отношение к людям, к миру. Человек словно попадает в мощное течение, которое подхватывает его. Успешен в малом - есть силы на большее, успешен в большем... и так возникает сам себя поддерживающий цикл. А если нет такого опыта? Если никогда и ничего сам не добивался?
"Закончил университет с моей помощью, не хотел учиться. Упрекает меня, что нет у него личной жизни, а сам безработный, дохода нет. Живет на пенсию бабушки и мои деньги. Но ее тоже не любит, часто упрекает. Вечные скандалы. На меня орет, что я виновата, что у него работы нет, нет любви, отношений, друзей".
Ловушка неуспеха страшна тем, что цикл погружения в яму работает с той же неумолимостью. Человек не прикладывает сил к тому, чтобы в жизни что-то получалось. Поэтому живет скучно и убого - относится к себе с отвращением, полон печали и злости. Много обид, много недовольства. Мир выглядит враждебно. А раз всё плохо и никому не нужен, то нет смысла и что-то делать. Проходит год, ничего не меняется, негативные чувства захватывают с большой силой. Человек теряет ориентиры. Теряет себя.
1. Ищет способ уйти от реальности. Принимает запрещенные вещества, алкоголь, уходит в мир игр.
2. Портится характер. Неприятные манеры отталкивают людей, затрудняя взаимодействие.
3. Негативные чувства, тревожность, депрессивность обесточивают. Сил нет на поступки, живет словно больной.
4. Тонет в беспомощности. Чувствует, что не способен сам наладить свою жизнь. Ждет, что близкие помогут. Винит их.
5. Постоянно попадает в опасные ситуации, где страдает и здоровье, и самооценка. Не может вести себя как взрослый ответственный человек.
Страшная ловушка неуспеха, когда личность деградирует и теряет любую возможность проявить себя и реализовать свой потенциал. Чем больше копится неудач, чем сильнее разочарование матери, тем выше тревога, тем более неадекватно поведение. Поэтому важно при воспитании ребенка прививать ему вкус к действиям, стараниям, работе. Поддерживать его в этом. Раскручивать спираль заслуженного успеха, которая начнет сама себя повторять, и приведет человека к процветанию. Мама 27-летнего сына пишет с горечью:
"Инфантильный, не приучен ни к чему, не привык ничего добиваться, трудиться, работать. Один ребенок, я всегда с ним слишком сюсюкалась и жалела, а теперь расплачиваюсь. Ругаю его, он плачет и кричит, бабушка прибегает его защищать. Тоже против меня, говорит, что я виновата, не занималась им. Нет мне на старости лет поддержки и покоя".
Нужна консультация специалиста, который поможет понять, в чем причина апатии ребенка. Связана ли она с психическим расстройством, нервной ослабленностью, неправильным воспитанием или тем, что ребенок боится взаимодействовать со сверстниками, погружаясь в ловушку тревоги "я неудачник".