Вот скажите мне, уважаемые читатели… О чём роман Хайнлайна «Звёздный десант»? Ну, кто-то будет говорить, что о том, как автор (Роберт Хайнлайн) рассуждает об идеальном государстве и идеальной армии. И, конечно же, с одной стороны, он будет прав. Правы будут и те, кто скажет, что это роман о том, как вчерашний школьник, Хуан Рико становится военным – и потом уже офицером. Но! Что из себя представляет «главная фишка» романа? Благодаря чему роман на самом деле интересно читать? Чем он отличается от любой другой книги про военных? Хорошо, про военных в фантастике? Уж поверьте, я их немало прочитал, но «Звёздный десант» очень выгодно от них отличается…
А я отвечу, что основной «фишкой» «Звёздного десанта», его «изюминкой», являются именно те самые боевые скафандры, которые Пол Верховен просто «вынес за скобки». В самом деле, убери эти скафандры и всё, что с ними связано, из сюжета, и что там останется? «Учебка»? Рассуждения мистера Расжака об Истории и Философии Морали? История того, как мир докатился до жизни такой? Ну, конечно, рассуждения автора – это интересно, но вот то, как интересно и «со вкусом» были описаны это скафандры в первой главе, рассказ о них в эпизодах из «учебки» – это и есть то, благодаря чему роман запоминается и делается интересен. Уверен, что напиши Хайнлайн просто статью про идеальное государство и армию – вряд ли её стали бы читать. А вот его же мысли, но в виде фантастического романа – запросто. И те самые бронескафандры только делают роман интереснее…
Тут одна только сцена десантирования написана так, что ты буквально переживаешь её вместе с Рико. Да и сцена боя написана очень хорошо, живо и интересно. И потом, когда герой рассуждает о том, что такое Мобильная Пехота, ты понимаешь, что их правильно воспитывают. Просто в любой стране мира, при правильном воспитании, бойцам прививают такое «чувство элитарности подразделения». У нас боец ВДВ гордится тем, что он из ВДВ, в США морпех гордится тем, что он морпех, и так далее. И Хайнлайн на самом деле, всё верно описал. Но, я повторюсь, что если бы не было тех самых бронескафандров, роман и наполовину не был бы так хорош…
В другом произведении Мастера, «Имею скафандр – готов путешествовать», немалая часть сюжета (а, точнее, почти всё) тоже крутится вокруг скафандра. Кип Рассел получил его в качестве утешительного приза. Решил восстановить до заводского состояния. Потом решил испытать, что именно у него получилось. И, как говорится, всё и завертелось. И ведь – снова, не было бы этой детали, списанного скафандра, что использовался при монтаже орбитальной станции – и не получилось бы рассказать такую интересную историю. А история не просто интересная, она ещё и довольно страшная – в некоторых местах. Например, положа руку на сердце – Крошка-то была нужна «Червелицему» в качестве заложника и средства давления на её папу, а что Кип, если учесть «диету» этого «персонажа»? Как мне кажется, вполне себе понятно, что ожидало парня. Ну и то, как он на Плутоне активировал маяк – он ведь почти умер, если что… Так что, эпизодов, когда Кип должен был просто умереть – в романе хватало… А скафандр – скафандр здесь очень важная часть сюжета…
Но, если с Хайнлайном всё более-менее ясно, то как быть с другими авторами? А на самом деле, всё по-разному. Например, когда-то мне подарили три книги серии «Песчаные войны», за авторством некоего «Чарлза Ингрида». Так как прочитал я их до «Звёздного десанта», я даже не подозревал, что автор (кстати, это леди, по имени Ронди А. Вилотт Сальзитц) вдохновлялась именно произведением Роберта Хайнлайна. Да, здесь тоже есть бронескафандры, здесь есть воинственная раса «траков», которые очень похожи на «багов» Хайнлайна, у них тоже роевое общество, но описаны они более подробно. Да и сам сюжет, честно говоря, вовсе не про идеальное общество и идеальную армию. Просто… история одного парня, который проспал в анабиозе семнадцать лет. Единственное, что немного «режет глаз», так это тот способ, при помощи которого Джек Шторм (главный герой) выжил. Каким-то образом, находясь в анабиозе, он смог активировать что-то типа источника бесперебойного питания в своей капсуле. Да-да, даже не приходя в сознание…
Но на самом деле, романы неплохи, Джек Шторм пройдёт через большое количество неприятностей и сражений, потеряет друга, найдёт любовь и разберётся во всём, что там в «империи» происходит… Конечно же, будут и описания этих самых скафандров и их возможностей, описания того, какое они несут оружие, и на что, собственно, способны. И главное кредо самого Джека и того подразделения, к которому он ранее принадлежал – про то, что в войне не должны страдать планеты… Что воевать надо чисто – а значит, никакого ОМП…
И четвёртый роман из подборки, в которой так или иначе, но «замешаны» скафандры. Уверен, что про эту книгу мало кто знает. Тем не менее, я её довольно хорошо помню – и не в последнюю очередь, благодаря тому, что там были описаны довольно интересные конструкции. Эти скафандры назывались «Водоход» и были предназначены, как это понятно из названия, для работы под водой. На большой глубине. Но и… скажем так, военные возможности там тоже имелись…
«Это была последняя модель скафандра, выпущенная несколько месяцев назад заводом подводных приборов и механизмов «Океанстрой». Назывался скафандр «водоходом», и назывался так не случайно. Это была уже не только защитная одежда водолаза. Водоход был самостоятельным механизмом, он передвигался по дну моря вместе с человеком, стоящим в нем. Двумя верхними конечностями, снабженными автоматически выдвигаемыми инструментами, водоход мог рыть дно, переносить различные предметы, сверлить, долбить, освещать, фотографировать и делать многое другое. Немного похожий внешне на гигантский комплект рыцарских доспехов, водоход сооружен был из высококачественной легкой стали, способной выдержать давление до трехсот атмосфер и удар разрывной пули электронной «пращи Давида». Плотно закрытый водоход сохранял внутри себя нормальное давление и обогащал воздух необходимым для дыхания кислородом «собственного производства»: он электролизовал и разлагал воду при помощи компактной аппаратуры, заключенной в баллоне. Выделяющийся при разложении воды газ аргон использовался водоходом для освещения дна и для получения электроэнергии от фотоэлемента, которым был снабжен. Каскадный усилитель наделял это стальное морское чудовище огромной силой. Это был скафандр и батисфера в одно и то же время. По желанию водолаза он мог моментально всплыть в любом месте, даже посреди открытого океана, и в случае надобности плыть по воде, как закрытая лодка, при помощи винта.»
Прошу прощения за такой длинный отрывок, но описание скафандра того стоило. Этот роман называется «Арктания», его автор – Григорий Гребнев. На самом деле, читая роман в первый раз (а это было очень давно) я даже не представлял себе, в каком году он был написан. Узнал только несколько лет спустя. Да, там немало анахронизмов и описаний достижений СССР – но вот, что касается таких вот технических эпизодов – роман очень неплох. Кстати, там будет и сцена штурма базы противника – как раз при помощи таких вот скафандров…
Так что – если автор хорош, если он умеет сделать из такой вот вещи что-то вроде «стержня», на который он (или она) «повесит» сюжет, то это, как правило придаёт произведению большие шарм и увлекательность.