Сегодня услышала разговор детей, учашихся средних классов школы:
- Сталин нашим президентом был раньше. Его так в народе звали, потому что он много стали производил.
- Сталин? Ты чё? Он войну выиграл. А после войны многих людей...это...ну... в рабство угонял, в Сибирь.
- Нет, ты путаешь, это Ленин в рабство угонял. Или нет...стоп. Ленин отменил рабство вообще революцией.
Я помню свои уроки истории. Елена Павловна Демкина, наш учитель, вечная Вам память от Ваших учеников!
Когда я сдавала историю при поступлении в институт, члены комиссии меня спросили, не ученица ли я Демкиной? Ее знали и там.
Она историю "возвела" в точнейшую из наук. Мы рисовали какие-то схемы, таблицы, учили определения, знали даты. Да, побаивались двоек, но историю знали. И не так, как заученные параграфы, а так, как знает ее нормальный взрослый человек. Ну, или должен знать.
Знают ли сейчас молодые взрослые люди историю? Не уверена. А уж дети!
Я преподаю историю хореографического искусства России. Конечно, она должна базироваться на основных исторических знаниях. Увы, свой предмет приходится превращать в историю России, дабы эти минимальные знания дать.
Знаете, что мне отвечают ученики:
- На советских балах исполняли мазурку, вальс. ( вместо светских)
- Петр Первый брил бороды всем...буржуям ( вместо боярам)
- Иван Грозный запретил использовать музыкальные фонограммы.
- Артисты крепостного театра разучивали танцы о Великой Отечественной войне.
И если не начать раскладывать в головах детей историческую действительность по полочкам, то ничего не получится. Они не могут установить простейшие хронологические и причинно-следственные связи.
Такое ощущение, что дети не заинтересованы историей.
Да, она у нас сделала этакий зигзаг. Советских людей учили: история любого государства - это история классовой борьбы. И Великая Октябрьская Социалистическая Революция ее венец. Потом была борьба с контрреволюцией, капиталистами и вредителями. Потом Великая война и целевые послевоенные пятилетки.
А сейчас, когда взгляды кардинально поменялись и единых так и нет, история преподается, как даты и факты, без причинно-следственных связей. И выводов, исследований в этой системе не получается. История стала неинтересной, плоской. Да какая разница когда жил и что делал Петр l или Жуков - оба из прошлого и одинаково неинтересны. Учил, но забыл.
Если вашему ребенку больше 12 лет, предложите ему немного описать историческую действительность России ( Руси) какого- нибудь из веков, начиная с XII. Любого. Что тогда происходило? Боюсь, результат вас опечалит.
Я почитала современные учебники истории. Основная мысль: Россия - великая страна. Согласна, но почему? Потому что много побед? Учебники истории не понуждают ни учеников, ни учителей думать. А просто описания ребенку недостаточно, ему нужен анализ, исследование и более душевный подход. Его надо заинтересовать.
Конечно, есть прекрасные учителя- историки. Я слышала о таких. Но...не видела. Основная масса наших детей историю знает крайне плохо. А жаль!
Напишите, что вы думаете об этом. Тревожит ли это вас?
И читайте ещё о наших детях на моем канале: