Что значит быть писателем? Популярные романы, расходящиеся в большом количестве с полок магазинов? Неповторимый, оригинальный стиль и персонажи? А возможно, многочисленные литературные награды? Да, все это может быть частью жизни писателя, но без огромного труда ничего не достичь. И прозаик, член Союза писателей России Анатолий БИМАЕВ тому яркий пример.
— Анатолий, вы стали лауреатом литературной премии им. В.П. Астафьева. Расскажите об этом.
— Учреждена она благотворительным фондом им. В.П. Астафьева (г. Красноярск) с целью увековечения памяти великого русского писателя, пропаганды русской национальной культуры и русского языка, привлечения внимания государства и общества к проблемам становления и развития в современных условиях молодой сибирской литературы. Вручается регулярно по итогам календарного года на основе конкурса, задача которого — выявление и поддержка наиболее талантливых молодых писателей, чья творческая деятельность уже имеет некоторые значимые результаты, получившие признание профессионального сообщества.
До этого, в 2017 году, я уже подавал заявку — прикладывал несколько рассказов, повестей, но прошел только в шорт-лист. В этом же году, благодаря первому моему роману «Восемь-восемь», удалось победить. Также лауреатом этой премии, только в номинации «Поэзия», стала поэтесса, участник Совета молодых литераторов Хакасии Вера Дорошева за подборку стихотворений.
— Недавно вы вернулись с награждения, которое проходило в Красноярске. Как это было?
— Само мероприятие состояло из двух частей. Сначала провели официальное награждение. Каждый из нас по очереди представил что-то из своего творчества, я зачитал первую главу романа. Вручили дипломы, сувениры — кружку и футболку с изображением Виктора Астафьева.
Во второй части нас повезли сначала на смотровую площадку над Енисеем. Очень красивый вид! Потом мы посетили село Овсянка, которое находится на правом берегу Енисея. Естественно, оно известно тем, что это родина Астафьева. Кстати, его именем там названа библиотекамузей. Зашли, посмотрели дом, где жила бабушка писателя. Виктор Петрович рано осиротел, поэтому долгое время жил с дедушкой и бабушкой. Сейчас этот дом полностью восстановлен, вплоть до тех предметов быта, которые были там в 30-е годы прошлого века. И конечно, посетили дом писателя, где он жил последние годы.
— Какую роль в продвижении вашего романа сыграл журнал «День и ночь»?
— Прежде всего скажу, что это литературный журнал для семейного чтения. Был учрежден в Красноярске в 1993 году при участии Виктора Петровича Астафьева. Первым его редактором был выдающийся поэт, прозаик, драматург и общественный деятель Роман Солнцев. Журнал выпускается раз в два месяца.
Так получилось, что мой роман «Восемь-восемь» был опубликован в шестом номере журнала и в молодежном спецвыпуске, в котором выходили только произведения молодых авторов.
— О чем же роман?
— О молодом таксисте. Поскольку по жизни мне удалось поработать в различных сферах, в том числе и в такси, идеи и истории для романа брал из жизни. Но не все происходило со мной лично. Бывало, что пассажиры оказывались очень разговорчивыми. А несколько раз я подвозил и самих таксистов.
Главный герой Алексей, он только-только познает все тонкости будущей профессии, но разочаровывается, бросает учебу и устраивается работать в такси под позывным «восемь-восемь». В 2012 году это был мой позывной, когда мы связывались еще по рации. А потом, во время работы над романом, я пришел к тому, что восьмерка, как знак бесконечности, идеально описывает жизнь главного героя — хождение по кругу. Алексей пытается «соскочить» с этой работы, ведь, к сожалению, рабочие будни оказываются не столь радужными. У него нет стажа вождения, его старенький автомобиль требует постоянного ремонта, и к тому же приходится часто общаться с неадекватными пассажирами: наркоманами и алкоголиками, истеричками и психопатами, а также просто странными людьми. Но работа его затягивает… В общем, это жизнь, от нее никуда не денешься.
Вот так можно вкратце описать первую часть романа. Что было дальше — прочитайте и узнаете.
— То есть роман биографичен?
— Не совсем. Документальность в нем присутствует, но тогда бы это был просто сборник историй в такси. А я хотел хоть чем-то это разбавить, добавить, может, больше динамики… Поэтому в одной истории Алексей отправляется в погоню за метеоритом, а потом по наставлению друга пытается устроиться торговым представителем… Однако я не могу сказать, что итоговый продукт, то есть истории в романе— это то же самое, что первоисточник. Например, есть история, где Алексея чуть не убивают. Такое едва не случилось со мной. А спас просто случай. Тогда я еще работал на машине по рации, поступил вызов, хотел его взять, но отвлекся, потому что упали иконки, которые висели на панели. В результате этот «счастливый» заказ принял другой таксист. И данная поездка для него плохо закончилась.
Понимаете, основная идея романа в том, что вся жизнь — это невроз. Все потому, что мы рождаемся добрыми, чистыми, с верой в хороших людей, но потом жизнь расставляет все по местам. Кстати, по обстановке в такси сейчас могу отметить, что стало спокойнее. Думаю, это связано с тем, что появились новые способы вызова такси. Те же приложения. Связь с пассажиром сохраняется, карты привязаны. Все стало немного прозрачнее… Так или иначе, это дисциплинирует людей. Хотя негативных пассажиров тоже еще хватает. Но это только мое мнение.
— Кто читал ваш роман и говорил, что в нем мало правды? Может, не хватает какой-то сюжетной линии?
— Первые, кто читал, были мои друзья и коллеги-таксисты, но им понравилось. Несмотря на то что истории почти все абсурдные. Многие узнавали самих себя. А насчет сюжетных линий… Не зря роман поделен на три части: каждая из них начинается и логически заканчивается, поэтому какого-то одного события, которое бы развивалось на протяжении всего повествования, нет. Хотя я не скажу, что главный герой не меняется совсем по мере продвижения сюжета. Особенно это чувствуется, наверное, в конце, когда после переживаний, связанных с тем, что Алексея чуть не убили, его начинают мучить кошмары. Он получил серьезную психологическую травму, которая будет еще долго его преследовать. На этом моменте все заканчивается. Так было задумано. Где-то в середине работы я уже знал, чем все закончится и как. Но пришлось вернуться к началу романа, чтобы подправить характер Алексея. И это была весьма удачная правка.
— Бывает, пишущие люди специально находят место и время, где вдохновение приходит быстрее. Как вы работаете над своими произведениями?
— Если говорить о времени, то это чаще всего утром, почти сразу после пробуждения. Тогда и мысли яснее, и работается эффективнее. Даже больше нравится, когда шторы задернуты, чтобы солнце не мешало творить. Включаю музыку для настроения и пишу. Раньше, еще в юности, использовал для этого тетради, блокноты, но сейчас гораздо удобнее набирать на компьютере.
Насчет повествования и строения текста… Сейчас главным образом пишу от первого лица. И проще, и мне лично так нравится больше. Хотя сложно бывает избавиться от вечно повторяющегося местоимения «я». Приходится искать другие способы выразить мысль.
— История необычная. Когда же ее можно будет прочитать?
— Да уже сейчас. Помимо журнала «День и ночь», роман можно найти в интернете в библиотеке электронных книг. Насколько мне известно, там каждый автор может как самостоятельно разместить свое произведение, так и через издательство. Интерес к роману постепенно растет, пусть пока на сайте всего три отзыва, но они положительные. Сейчас вовсю идет работа над новой повестью, да и хочется поднять старые истории, заняться их редактурой, чтобы также опубликовать.
Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из личного архива Анатолия Бимаева.