Как мы тащим домой лишние вещи, почему ими так дорожим и что с этим делать. Статья, которая поможет сказать нет манипуляциям маркетологов и отследить механизм накопления хлама
Человечество ещё никогда не жило так изобильно. Мы перестали бороться за пищу, пища нарядилась в цветастые упаковки и сама борется за место в наших домах. Условные мамонты спят спокойно: нам больше не нужно их убивать ради мяса и тёплых шкур
Время бросило человеку новый вызов: калорий и одежды не просто достаточно, их теперь С Л И Ш К О М много. Пока первые уродуют наше тело, вторые – дома
У захламления много синонимов:
- Религиозный: мшелоимство
- Медицинские: диспозофобия (страх выбрасывания), силлогомания, хоардинг
- Культурный: синдром Плюшкина
- Социальные: синдром старческого убожества (вызывает у меня ряд вопросов), синдром Диогена, синдром месси
Сегодня я коротко разберу причины и алгоритмы этого явления. Они помогут вам отследить собственные реакции и сказать СТОП захламлению в отдельно взятой квартире
Итак, захламление состоит из 2 этапов: приобретение и сохранение. И оба бесконечно интересны с точки зрения психологии. Впрочем, давайте обо всём по порядку
Как и почему мы покупаем лишнее?
Врачи – лечат. Писатели – пишут книги. Маркетологи – делают так, чтобы из магазина вещь переехала к вам домой. Маркетологу абсолютно плевать, как вы будете её использовать. Там, где спроса на товар нет, правильный маркетолог его СОЗДАСТ
- Не хотите покупать сигареты? Мы покажем вам фильм, где крутые парни курят
- Вас устраивает старый смартфон? Мы искусственно его замедлим
- Вы устали? Мы назовём это стрессом и продадим массажёр
- У вас обычные славянские волосы? Нет, это называется «тонкие». Вот шампунь
20 лет назад маркетологи располагали весьма убогим инструментарием: вкус, запах, цвет (упаковка, картинка), игры с ценой (акции) и призывы (call to action)
Сегодня в маркетинге всё решает И Н Ф О Р М А Ц И Я
Меньше 10 кликов – и любая соцсеть (например, Facebook) знает ВСЁ про ваши вкусы, фобии и даже отношения с близкими. Точнее, всё, что нужно, чтобы вам что-то ПРОДАТЬ. Она не просто знает, что вы хотите сегодня, она с высокой точностью предсказывает, что вы захотите завтра и через год
У руля продаж стоят технически «вооружённые» профессионалы. И «по ту сторону баррикад» им никто официально не противостоит, простому покупателю им отвечать нечем
Дайте угадаю? Как-то раз вы вернулись домой с шопинга, заглянули в пакеты и подумали: «А нафига я всё это купила?» Было же? У меня тоже. У всех нас было, чего уж🤪
Как это происходит? Разбираемся
Почему, с точки зрения психологии, мы покупаем ненужное?
Говоря примитивно и грубо, тряпочками, скляночками, сувенирчиками и лишней косметикой мы затыкаем дыры в душе
Чем более у человека нестабильна психика, тем сильнее он подвержен маркетинговым манипуляциям: психологически цельного, взрослого покупателя невозможно заставить утащить домой то, что ему объективно не нужно. С остальными же это происходит примерно так: «Я хочу, чтобы мама меня долюбила, но мама, в отличие от новой кофточки, далеко. С мамой разговаривать больно, а с кофточкой – вообще не надо. Терапия у психолога стоит дорого, на неё ещё надо решиться. А на седьмую помаду решаться не надо – она же вот она, всего за 400 рублей сама прыгает в косметичку»
А сколько игрушек тащат в дом родители только чтобы заглушить чувство вины перед ребёнком!
Покупая лишнее, мы как будто бы выпиваем обезболивающее вместо того, чтобы пойти к врачу. Мы ищем там, где подсвечено, а не там, где потерялось
Но, к слову, на крючок спонтанного шопинга часто попадаются и самые адекватные из нас. Это происходит на этапе, когда человек уже разобрался со скелетами в шкафу, но ещё не нащупал альтернатив: ему не хватает знаний про базовый гардероб, осознанное потребление, организацию пространства, не хватает теории и практики минимализма
И вот однажды Плюшкин понимает – что-то не так:
- обслуживание хлама (уборка, организация пространства) отнимает почти всё свободное время
- вещей много, но надеть нечего. Посуды много, но она не радует. В доме тысячи предметов, которые сочетаются друг с другом НИКАК
- дом из места, где мы вообще-то должны отдыхать, превращается в склад
- в конце концов, в нём просто заканчивается место
И вроде бы хочется всё поменять – выбросить, раздарить, продать. Как можно скорее, СЕЙЧАС! Но что-то мешает. И это очень серьёзное «что-то»
Что заставляет нас беречь хлам?
Во-первых, избавиться от вещи, которую ты сам выбрал и купил, всё равно что сказать «я был неправ». Известная степень взрослости нужна и тут
Во-вторых, накопительство – часть нашего культурного кода. Русские – оседлый народ, который живёт на сейсмически безопасной территории. Исторически перед нами не стояла задача быть готовыми за 5 минут упаковать в кулёк всю свою жизнь и бежать. Мы веками строили быт в одном доме с дедами и семьями взрослых детей
А ещё у нас Х О Л О Д Н О: мы много времени проводим в домах, поэтому пытаемся их украсить. Получается как получается
В-третьих, генетическая (или буквальная) память. Мы – потомки войны, голода, репрессий, очередей, дефицита, бедности, и поэтому всё копим на чёрный день
В-четвёртых, вещи – триггеры для воспоминаний. Мы их ассоциируем с событиями и людьми, ошибочно полагая, что кого-то ПРЕДАДИМ, если избавимся от вещей. Нам кажется, что эмоция как бы ЖИВЁТ внутри этой вещи, тогда как живёт она, конечно же, в нас самих и без вещей никуда не денется
Что делать?
«Вечно ты, Юля, нагнетаешь и не говоришь, что делать»
Говорю😄
1. Отслеживать реакции. Всякий раз, когда рука тянется к десятой цветастой кофточке, себя спрашивать: «А я правда именно ЭТОГО сейчас хочу?»
ОТДЕЛИТЕ эмоцию от предмета. Любовь, привязанность, признательность, память – НЕ в вещах, она в сердце. Если хотите, в душе. Вы НЕ предадите бабушку, если подарите её одеяло собачьему приюту. Если бабуля жива, просто позвоните ей, скажите, что любите. Если нет – поболтайте с теми, кто любил её так же, как вы, устройте вечер ностальгии. Верующим могу посоветовать помолиться, сходить в церковь, постаивть свечку. Атеистам – сублимировать меланхолию в действие – например, приготовить любимый бабушкин пирог
2. Собирать качественный базовый гардероб. Присмотреться к местным брендам, секондхэндам. Найти свою швею и свои ткани
3. Не позволять трендам, моде и маркетологам принимать решение за себя. Выбирать вещи согласно своей жизненной стратегии
4. Помнить, что ваш дом – самое ценное на земле место, куда прямо сейчас пытаются попасть ТЫСЯЧИ товаров, сражаясь в конкурентной борьбе. Дом – ваше убежище, ваш ретрит. Здесь не место ширпотребу
5. Прекратить добровольно спонсировать маркетологов. Читать состав товара и подбирать эффективные аналоги БЕЗ неадекватной накрутки за маркетинг
6. Искать там, где потеряно, а не там, где подсветили: решать проблему, а не снимать боль: если вашему дому нужен ремонт, значит вашему дому нужен РЕМОНТ, а не сувенирчики и новая картина на стену; если вам нужен психолог, то вам нужен ПСИХОЛОГ, а не малиновые лосины; если вашей коже нужен косметолог, идите к косметологу, а не в массмаркет за восьмым кремом
7. Читать отзывы, а не этикетки, баннеры и брошюры
8. Брать паузу перед покупкой – от 15 минут до недели. На «подумать»
9. Стараться покупать онлайн: интернет-шопинг снижает вероятность спонтанных покупок
10. НЕ ПРИБЛИЖАТЬСЯ к магазину без списка покупок. И кстати, не ходить в продуктовый голодным
Как только вы начнёте расхламляться и почувствуете первые бонусы минимализма, вопрос мотивации на 80% снимется, потому что это такая чистота, простота, красота и лёгкость, которая не может не окрылять и не вдохновлять! Желаю вам успехов на этом пути и обещаю помогать – как минимум буквами🙃
Комментатор, прочти! Мой блог – территория минимализма и ГЕДОНИЗМА. Я блокирую ЛЮБУЮ критику: прямую, скрытую, вежливую, экспертную и даже конструктивную. Тут спокойно и хорошо, потому что авторов ЛЮБЫХ негативных сообщений я отправляю в вечный бан. Остальным – добро пожаловать!🙌