Найти в Дзене
Мир кораблей

Попытки Кригсмарине создать свою авиацию пошли прахом из-за Геринга. Рассказываем, как так вышло...

Оглавление

Успешные действия морской авиации в Первой мировой войне, а также анализ боевого применения британской, японской и американской морской авиации подтолкнули амбициозного командующего Кригсмарине Эриха Редера к созданию собственной. Он постарался донести целесообразность своей идеи до Гитлера и командующего Люфтваффе Германа Геринга, но у последнего такая идея вызвала резкий отпор.

Геринг придерживался другого взгляда на формирование ВВС, считая, что нецелесообразно распылять силы и ресурсы на создание параллельной структуры — ведь при необходимости лётчики Люфтваффе могут привлекаться для решения оперативных флотских задач.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)

-2

Попытки создания морской авиации

Натолкнувшись на жесткое противодействие Геринга, Редер зашел с другой стороны: он потребовал, чтобы в структуре Люфтваффе были созданы авиационные подразделения, основной задачей которых являлось бы взаимодействие с флотом, а цели и задачи ставились именно флотским командованием. Поэтому в 1934 году был организован Luftkreis-Kommando VI See (6-й авиационный военно-морской округ) под командованием контр-адмирала Конрада Цандера. На базе этого округа и планировалось создание флотской авиации.

Изначально Редер планировал развернуть в составе Кригсмарине 11 авиационных групп, включавших в себя 25 авиаэскадрилий: 3 истребительные берегового базирования, 3 многоцелевые берегового базирования, 3 многоцелевые авианосного базирования и 2 корабельные, состоящие из гидросамолетов

Авиагруппы планировалось разместить на заложенном в 1934 году авианосце «Граф Цеппелин», строительство которого началось в рамках реализации масштабной программы развития флота «Z».

Спуск на воду авианосца «Граф Цеппелин» в Киле, 8 декабря 1938 года. Увы, кораблю, который мог бы стать поводом для появления по-настоящему подконтрольной кригсмарине авиации, не суждено было войти в строй
Спуск на воду авианосца «Граф Цеппелин» в Киле, 8 декабря 1938 года. Увы, кораблю, который мог бы стать поводом для появления по-настоящему подконтрольной кригсмарине авиации, не суждено было войти в строй

Но уже в 1935 году Редер представил фюреру амбициозную программу развития морской авиации, предусматривающую развертывание в общей сложности 62 эскадрилий. Это снова вызвало резкое противодействие Геринга: он прекрасно понимал, что в случае одобрения программы Кригсмарине получают полноценный воздушный #флот из почти 700 самолетов с полным снабжением по линии люфтваффе и только номинальным подчинением Generalstab der Luftwaffe.

Провал надежд Редера

Противостояние Редера и Геринга длилось до 27 января 1939 года, пока между командованием ВМФ и ВВС не был подписан протокол о соглашении. Согласно ему, люфтваффе принимает на себя ответственность за проведение боевых операций по атакам корабельных соединений противника и торговых кораблей, установке минных заграждений, а также нанесению ударов по береговым объектам. Находящиеся в структуре Кригсмарине авиационные группы должны были выполнять задачи по разведке и патрулированию, а также осуществлять прикрытие корабельных группировок флота, но организационный контроль над ними переходил к Люфтваффе.

Результатом такого компромисса стало согласие Геринга на выделение 41 эскадрильи на флотские нужды: 2 корабельные, состоявшие из гидросамолетов; 9 эскадрилий дальней разведки (Fw 200 Condor, BV.138 и He 111); 18 многоцелевых эскадрилий, имевших на вооружении различные модификации Do 23, Do 217, Do 17, Ju 87, Bf.109, He 115, Ju 88; 12 эскадрилий авианосного базирования со специально разработанными Ju 87C и Bf 109T.

Авиагруппа авианосца «Граф Цеппелин» должна была состоять из истребителей «Мессершмитт» Bf 109T и бомбардировщиков-торпедоносцев «Физилер» Fi 167. Последние затем было решено заменить специальной модификацией всем известного пикировщика «Юнкерс» Ju 87C со складным крылом
Авиагруппа авианосца «Граф Цеппелин» должна была состоять из истребителей «Мессершмитт» Bf 109T и бомбардировщиков-торпедоносцев «Физилер» Fi 167. Последние затем было решено заменить специальной модификацией всем известного пикировщика «Юнкерс» Ju 87C со складным крылом

Но когда стало понятно, что #промышленность рейха не осилит строительство и оснащение хотя бы уже спущенного на воду авианосца «Graf Zeppelin», по приказу Геринга в феврале 1939 года Luftkreis-Kommando VI See было расформировано, а все эскадрильи, даже предназначавшиеся для действий в авианосных авигруппах, вошли в структуру ВВС.

Морская авиация авианосного базирования

Немецкий гидросамолет Arado Ar 196A2 в авиационном ангаре, 1939 год
Немецкий гидросамолет Arado Ar 196A2 в авиационном ангаре, 1939 год

Фактически единственными самолетами, находившимися в полном оперативном подчинении командования Кригсмарине, являлись гидросамолеты типа Arado Ar 196. Организационно они были сведены в Bordfliegergruppen, но по сути не имели какого-то центрального командования. На тяжелых крейсерах типа «Дойчланд» могли размещаться 2 гидросамолета, на крейсерах типа «Адмирал Хиппер» по 3-4. Линейные корабли типа «Бисмарк» и «Шарнхорст» несли по 4 и 3 гидросамолета соответственно. Легкие крейсеры типа «К» и «Лейпциг» также несли по 2 гидросамолета. 1 или 2 гидросамолета Ar 196 или He 114 базировались на всех вспомогательных крейсерах.

Некоторая часть гражданских транспортов была переоборудована в авиаматки. На них размещались гидросамолеты BV.138, Ar 196, He 60 и He 114, способные приземляться на воду.

Успехи люфтваффе в морской войне

Нужно отметить, что на первых порах взаимодействие флота и ВВС были организовано из рук вон плохо, и это приводило к дружественному огню по собственным кораблям. Но впоследствии было налажено взаимодействие путем делегирования морских офицеров в авиационные территориальные объединения для координации действий, проведены тренировки по поражению морских целей топмачтовым или бомбометанием в пикировании.

Базировавшиеся в Норвегии бомбардировочные эскадры в 1940 году успешно действовали против кораблей британского флота. В битве за Крит истребители Bf 109 из авиагруппы III./JG 77 с бомбами на внешней подвеске эффективно поражали британские корабли. В I-II квартале 1941 года авианосные штурмовые соединения люфтваффе, имевшие на вооружении пикирующие #бомбардировщики Ju 87, повредили или уничтожили несколько десятков британских тральщиков, минных заградителей, фрегатов и эсминцев. Авиагруппы дальней разведки играли важную роль в наведении на цель немецких субмарин и отрядов охотников.

Особо успешным сотрудничество Кригсмарине и Люфтваффе являлось после создания в марте 1941 года авиационного командования «Атлантика» (Fliegerführer Atlantik). Задачей этого командования, возглавляемого генерал-лейтенантом Мартином Харлингхаузеном, являлась координация всех боевых действий против кораблей союзников на Атлантике, а также поддержка операций немецких субмарин.

В оперативном подчинении Fliegerführer Atlantik находились 7 авиационных эскадр: #эскадра дальней морской разведки I/KG 40, включавшая 20 Fw 200, и бомбардировочные эскадры III/KG 40, с 31 тяжелым бомбардировщиком He 111 и II/KG 40 с 20 бомбардировщиками Do 217. Кроме того, многоцелевые эскадры KuFlGr 906 из 20 бомбардировщиков-торпедоносцев He 115, KGr 106 и KGr 506 из 45 многоцелевых бомбардировщиков-торпедоносцев Ju 88. А также штурмовая эскадра 3(F)/123, включавшая 112 многоцелевых бомбардировщиков Ju 88 и тяжелые истребители-бомбардировщики Bf.110.

-6

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.

Другие интересные материалы: