Найти тему
Полный абзац

Жанр «путешествие» в литературе

Оглавление

Разговор о любом тексте, фильме, театральной постановке начинается с его названия и определения жанра. Зачастую, но не всегда, определение жанра помещают на обложке или на титульной странице книги: повесть, поэма, роман, собрание стихотворений и т. д. На афише спектакля или в рекламе фильма обычно пишут жанр фильм: комедия, трагедия, драма и т. д. От того, присутствует определение жанра на обложке или нет, во многом зависит дальнейшее восприятие читателем и зрителем произведения, а также то, насколько он поймёт и почувствует его.

Фото Unsplash.com
Фото Unsplash.com

В русский язык понятие «жанр» пришло в XIX веке из французского вместе с понятием «беллетристика» или же, как это тогда называлось, «изящная словесность». В буквальном переводе с французского языка, где genre «жанр» означает родвид. И от того, как адресат воспринимает этот род или вид, зависит то, насколько он готов понять и почувствовать замысел автора, то, что он сам в итоге хотел бы получить от этого произведения.

Жанр – это самая общая характеристика, самое общее определение формы, которое, применительно к литературному произведению, позволяет читателю ответить на вопрос «Что это такое?». Когда зритель или читатель путает жанр – это ведёт к непониманию текста.

Очень часто понятие жанра включается в название. Это хорошо просматривается в средневековой литературе:

  • «Слово о полку Игореве» («слово» – это определение жанра);
  • «Житие протопопа Аввакума» («житие» – это определение жанра);
  • «Поучение Владимира Мономаха» («поучение» – это жанровое определение).

И когда в руки попадает «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, первое слово «путешествие» и даёт читателю ключ к пониманию текста, даёт ему определение жанра. Жанр «путешествие» изначально определённым образом настраивает читателя на восприятие этого текста.

Как «работает» определение жанра

Фото Unsplash.com
Фото Unsplash.com

Людям свойственно делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах и увиденных ими фильмах. Те же, кто с произведениями ещё незнаком, задают людям, которые уже успели познакомиться с книгой или фильмом, как правило, два вопроса: «Что это такое?» и «Понравилось или нет?».

Чаще всего ответ на первый вопрос и является определением жанра. В повседневном общении, характеризуя фильм как комедию, боевик, мелодраму или же, как мыльную оперу, люди на подсознательном уровне дают ему жанровое определение.

Иногда два вопроса объединяются в один. «Ну, как?» – спрашивают друг у друга, вышедшие из театра или кинотеатра зрители. Эмоциональная оценка, определение увиденного могут быть достаточно экспрессивными и жёсткими. Кто-то скажет «жесть» – это своеобразное определение, когда человек сталкивается с произведением острой драмы. Кто-то охарактеризует фильм выражением «прикольно» – совершенно очевидно, что в данном случае речь идёт о комическом произведении.

Конечно же, современники Радищева, жившие в XVIII веке, при оценке произведений использовали иные слова. Но, в сущности, от жанрового определения и от оценки эмоциональной (две стороны одной медали) никому пока ещё не удавалось уйти.

Неправильное определение, неправильная оценка произведения может привести к его неправильной трактовке. Яркий тому пример – первая постановка Чеховской «Чайки», которая провалилась из-за неверного определения зрителями жанра. Публика была настроена на комедию, поскольку это представление являлось бенефисом комической актрисы, а увидели нечто другое, непохожее на комедию.

Фото Unsplash.com
Фото Unsplash.com

Как видим, жанр – это очень важное понятие. В сущности, можно сказать, что жанр – это ворота, сквозь которые проезжает в человеческое сознание то или иное произведение литературы или искусства. Или же одёжка, по которой встречают что-то новое.

Жанр «путешествие» совершенно уникальный и особый, который возник в литературе достаточно поздно. Он появился тогда, когда оседлая жизнь людей, не связанная ни с какими перемещениями дальше своего села, города, княжества, изменилась. Эта была эпоха географических открытий новых материков и континентов, начались плавания в другие страны. И первое впечатление от происходящего на только что открытых землях и было предметом изображения в путешествиях.

Авторы рассказывали о том, что увидели. Иногда это были совершенно сказочные описания. В связи с тем, что не всегда, высадившись с корабля, людям удавалось увидеть то, что на самом деле там происходило, они просто-напросто выдумывали собственные мифы или же рассказывали известные мифы, перенося их на территории только что открытых континентов или завоёванных стран.

Фото Unsplash.com
Фото Unsplash.com

Позже, когда была освоена Америка, когда были проложены новые морские пути в Индию, когда открылись новые страны, жанр путешествий перестал носить чисто информационный характер. Он стал ещё и занимательным. И ко времени, когда появилось «Путешествие из Петербурга в Москву», путешествие для русских людей приобрело совершенно особое значение.

Дело в том, что заграничные поездки до конца XVII века для большинства россиян были практически невозможны, и судить о далёких странах они могли только по впечатлениям людей, там побывавших. В большинстве своём – это были способные русские люди, которых Пётр, прорубивший окно в Европу, отправлял в Германию, Голландию, Англию, Францию для обучения. Именно их впечатления от увиденного и стали предметом изображения литературы. Неудивительно, что первые рассказы об увиденном за границей пользовались чрезвычайным успехом.

#жанр путешествие #литературные жанры #литературоведение #теория литературы #история литературы #тревел блог #тревел журналистика #радищев