Найти тему

"Война и мир" для жизни и для ЕГЭ (литература, русский)

Так видели "дубину народной войны" ещё в 1812  в Европе.
Так видели "дубину народной войны" ещё в 1812 в Европе.

Если вам нужен ЕГЭ по литературе для поступления на журналистику или филологию, следует научиться по-настоящему анализировать текст. Этот навык определяющий не только для сдачи экзамена, но и для понимания, почему автор написал именно это и именно так. А это, в свою очередь, откроет для вас произведения с совершенно другой стороны, потому что научит не ограничиваться «видением» того, кто что совершил или поиском 2-3 примеров из текста.

Приведу примеры анализа текста (для начала не в формате ЕГЭ), которые помогут вам понять, как анализировать отрывок, чтобы суметь продемонстрировать своё понимание всего текста.

Пример 1. Все, наверное, слышали (если не слышали – запомните!) высказывание Толстого о том, что в романе «Война и мир» его любимая мысль – «мысль народная». Что же это значит?

Все первые главы отображают элиту как оторванную от народных ценностей ТОЛПУ. Это важное понятие, которое характеризует общество, где каждый ослеплён своими успехами в той или иной области или притязаниями на них.

Обратите внимание на то, что русская армия постоянно проигрывает, пока находится далеко за границами родной земли. Характеризуя командный состав, Болконский говорит: «Это ТОЛПА мерзавцев, а не армия». Если внимательно читать, вы узнаете и о подлости, и о губящем армию карьеризме, и даже о воровстве среди офицеров.

Самый замечательный отрывок, вскрывающий порочность толпы – это эпизод, когда перед людьми на балконе своего дворца с пирожным в руке появляется кумир – император Александр. Там Толстой при описании дерущихся, ловящих кусочек упавшего торта, всё время подчёркивает, что перед царём «толпа» разношёрстных людей из народа. Предположим, вам надо проанализировать следующий отрывок:

Обед уже кончился, государь встал и, доедая бисквит, вышел на балкон. Народ, с Петей в середине, бросился к балкону.

— Ангел, отец! Ура, батюшка!.. — кричали народ и Петя, и опять бабы и некоторые мужчины послабее, в том числе и Петя, заплакали от счастия. Довольно большой обломок бисквита, который держал в руке государь, отломившись, упал на перилы балкона, с перил на землю. Ближе всех стоявший кучер в поддевке бросился к этому кусочку бисквита и схватил его. Некоторые из толпы бросились к кучеру. Заметив это, государь велел подать себе тарелку бисквитов и стал кидать бисквиты с балкона. Глаза Пети налились кровью, опасность быть задавленным еще более возбуждала его, он бросился на бисквиты. Он не знал зачем, но нужно было взять один бисквит из рук царя, и нужно было не поддаться. Он бросился и сбил с ног старушку, ловившую бисквит. Но старушка не считала себя побежденною, хотя и лежала на земле (старушка ловила бисквиты и не попадала руками). Петя коленкой отбил ее руку, схватил бисквит и, как будто боясь опоздать, опять закричал «ура!», уже охриплым голосом.

Государь ушел, и после этого большая часть народа стала расходиться.

— Вот я говорил, что еще подождать — так и вышло, — с разных сторон радостно говорили в народе.

Как ни счастлив был Петя, но ему все-таки грустно было идти домой и знать, что все наслаждение этого дня кончилось.

Обратите внимание на слово «наслаждение» («сладко» на душе у героя!), которое относится к книжному, возвышенному стилю. Оно подчёркивает детскую восторженность юного Пети. Чем же обусловлено это чувство «счастия»? Возможностью видеть кумира, великого человека, который, как уверены все присутствующие, может предопределить ход истории. Но здесь же автор 4 раза использует глагол «бросился»! Люди ведут себя не по-человечески, как звери. Характерно в этом смысле выражение «глаза налились кровью». Это явно противопоставлено (контрастирует с..) возвышенному чувству наслаждения! Желания людей не только смешны (см. предложение о старушке), но и низменны, эгоистичны. Самое главное: «Он не знал зачем, но нужно было взять один бисквит из рук царя, и нужно было не поддаться» (лексический повтор «нужно» вскрывает неосознанную стихийную силу толпы, диктующей особенное поведение).

С представлениями о толпе и народе неразрывно связана мысль о кумирах миллионов. «Государь», « ангел», «батюшка», – вопит толпа в экстазе. Но нам, читателям, не по себе. Мы чувствуем в поведении императора фальшь и равнодушие.

И только в конце романа, когда «толпа» людей, преследующих исключительно личные интересы, объединяется некой «роевой силой» в единый НАРОД, аристократия наконец обращается к своим истокам и начинает говорить на одном с простыми людьми родном языке – русском.

Мы должны понять важную для всех поколений, для всех времён идею Толстого: основная движущая сила истории – «роевая» сила, которая толпу (собрание людей, преследующих личные интересы, с эгоистическими потребностями, целями, желаниями) превращает в народ, объединённый великой целью, важной для всех и близкой всем. «Роевой» он её называет по аналогии с роем пчёл, которые слиты воедино в своих действиях. (А рой этот представляется Толстому в виде наивысшей формы – шара. Об этом – ещё позже).

Этот эпизод, авторская оценка героев – это доказательство той самой «мысли народной», которая противопоставлена модному в то время учению Гегеля о культе выдающейся исторической личности, которая может определять судьбы народов и государств. Писатель-философ видит в этом безбожие, противоречащее идеалу русского человека. Осознав эту важную идею, вы можете использовать её и в эссе по русскому языку.

Любой человек, анализируя взгляды Толстого, задумывался: разве писатель не прав? Точно так же описывает Шолохов состояние упадка в русской армии во время 1 Мировой войны, когда военные действия шли на территории других государств и солдат. Пока наш солдат не воспримет военные действия как единственное средство для защиты своей земли, наша армия терпит поражение. В начале 20 века солдат, как и 100 лет назад, не понимал, зачем он здесь, за границами России, воюет.

Изучив историю России, мы убеждаемся: только тогда, когда все объединятся для достижения одной, причём великой и важной для всего народа, цели, когда толпа превратится в народ, который ясно осознаёт, чего он хочет, победа будет неизбежна.

Эти мысли объясняют и происходившее у нас в 90-е годы 20 века. Мы превратились в толпу, где каждый был готов перегрызть горло другому человеку. Вспомните, тогда никто действительно ничего не понимал: ни что хотим построить, ни куда надо стремиться, ни целей, ни средств. Потом постепенно настали времена, когда толпа становилась народом. Это стало возможным, когда все явственно осознали, чего мы НЕ ХОТИМ. А потом был 2014 год. Крымская весна. Народ жил одним порывом, и человеку с чужой душой этого не понять.

Продолжая эти рассуждения, можно предположить, что все беды Украины из-за того, что её жители до сих пор не нашли той цели, той идеи, мечты, которая объединила бы «роевой силой» толпу в народ.

И ещё: от этой мысли можно отталкиваться при анализе любого аспекта, любой сцены романа: Кутузов-Наполеон, образ Николеньки, мысль о «дубине народной войны в раскрытии образа Тихона Щербатого и т.д., сцены поджога домов во время оставления Москвы.

Чтобы лучше понять, осознать и полюбить роман Толстого, прочтите здесь и здесь.