Работники ножа и выживания. Спецназовский боевик с Томми Ли Джонсом и Бенисио Дель Торо.
(The Hunted, 2003, США)
Чем всегда импонировал режиссер-оскароносец Уильям Фридкин ("Французский связной") - тем, что он умел выбирать себе неординарные, дерзкие сюжеты. Особенно в 90-е и до финального этапа своей карьеры (ныне 86-летний дедушка отдыхает на пенсии), завершившейся ну очень скандальным аккордом - "Киллером Джо", 2011.
В "Загнанном" маэстро Фридкин почти не "дерзит" и за цензурные рамки "детям до 16" не выходит. Однако кормить нас банальщиной он тоже не намерен. Здесь он мастерски экспериментирует с боевиковыми штампами - теми, что на начало 2000-х были уже довольно затерты.
И первой досталось от него по шее классике жанра: знаменитому "Рэмбо: Первой крови", чей сюжет Фридкин трансформирует буквально шиворот-навыворот.
То есть, помните, как это было в "Рэмбо" и у его подражателей: мы искренне сопереживаем обиженному властями, ветерану какого-нибудь спецназа. Тому, кто берется за оружие и вершит самосуд над попутавшими берега чиновниками, полицией, злыми капиталистами и иными местечковыми самодурами. Которые, разумеется, тоже в чём-то правы, но ветеран всё равно "правее". И даже если у него в башке бяк-бякает крылышками "кукуха", он в этом не виноват. Ибо это злой Пентагон сначала превратил паренька в ходячую овощерезку, а затем послал по миру киллерствовать. Где и сломал жестоко об колено его тонкую, ранимую психику.
Так вот, в "Загнанном" всё в точности до наоборот.
Да, местный паренек-овощерезка Аарон (Бенисио Дель Торо) тоже повредился рассудком в элитном спецназе по вине Бездушного Милитаризма своей звездно-полосатой родины. После чего, забрав с собой всех своих головных тараканов, ушел в лес с одним ножичком. Типа жестко выживать, но по-своему. А именно: втыкать чудо-ножичек во всех, кто приходил в тот же лес обижать оленей, синичек, рябину, подберезовики, валежник и прочую дикую природу. Ибо неправы они, и не е... не волнует!
На что, естественно, обидчики природы - те, кто уцелел, - пожаловались властям.
И вот по следу негодника уже идет ФБР со своими спецназом. А заоджно вытащенный откуда-то из глухомани, бывший инструктор Аарона Эл Ти (Томми Ли Джонс) - не менее крутой и выживучий мужик, куда там до него полковнику Траутману, наставнику приснопамятного Рэмбо.
Так что мы, вопреки давней зрительской привычке, уже болеем не за очередного многострадального Рэмбушку, а за тех, кто гоняется за ним по всему штату Орегон. С целью либо упаковать Аарона в мягкую смирительную рубашку, либо в жесткую могилку - уж как ему повезет, ведь больно много трупов он за собой оставляет. Ладно хоть стариков, женщин и детей пока не трогает. Но то ли еще будет, когда паренек узнает, что на очередных президентских выборах вновь победит Джордж Буш-младший...
Короче говоря, движуха, как то солнышко, рассупонится нехилая, инда все ее участники взопреют и заколдобятся, аки загнанные лошади.
Любопытно, что, будучи честным художником, Фридкин пригласил для консультаций в свой фильм о спецах по выживанию эксперта в данном вопросе, инструктора, следопыта и писателя Тома Брауна-младшего.
А вот Том поступил уже весьма коварно. Поглядев, какую бешеную рекламу сделали своим ножам оружейники Лайл и Хиббен в эпопее про Рэмбо, Браун тоже не устоял перед искушением провести в "Загнанном" рекламную кампанию собственной фирменной продукции: "выживальщецкого" ножа Tracker.
В чем он тоже блестяще преуспел. Про оригинальный ножик в мире узнали, молва о нем пошла премногая и спрос на товар появился. И немалый. Поэтому сегодня Tracker, а также его многочисленные реплики от других "народных умельцев", вовсю продаются даже в России. Ясен блин, по "конским" ценникам, ибо, сами понимаете - "фирма́", ноу-хау и всё такое.
Жаль, но самому "Загнанному" в коммерческом плане повезло куда меньше.
Точнее, совсем не повезло. В прокате он со своим 55-миллионным бюджетом с треском рухнул, хотя и актеры в нём бегают замечательные, и фехтование на ножах поставлено явно не чайниками, да и сама история выдалась жесткой и драматичной.
Просто дело в том, что снятой в динамичную эпоху, этой картине не хватает именно динамики. Местами - просто катастрофически. Настолько, что по сравнению с нею даже снятый на 20 лет раньше, "Рэмбо" Теда Котчеффа выглядит гораздо драйвовее, при том, что и сделан он лишь за скромные 15 млн. $.
***
В общем, если вы не против ретро-боевиков "под 70-е", откуда родом дедушка Фридкин, любите крутые ножики и всё, что с ними связано, а также поклонник Томми Ли Джонса и Бенисио Дель Торо - значит "Загнанный" либо уже ваш культовый фильм, либо еще рискует им стать.
Однако, если вам по сердцу лишь бешеный темп и клиповый монтаж нынешних боевиков, тогда здесь вас ждет одно разочарование. Поскольку в такой манере дедушка Фридкин не работал даже в 21 веке, поэтому "кочегарить драйв", чтобы угодить молодежи, он и не пытался.
Что же касательно меня, то в моей личной видеотеке это кино пребывает вот уж без малого 20 лет и пересматривается регулярно. Все-таки свое суровое "пацанское" обаяние у него есть, в том числе и в его подчеркнутой "неторопливости".