А ведь всё шло хорошо, пока мне не захотелось понять почему ...
Во все времена и во всех странах изменение названий географических объектов - явный признак скудоумия инициаторов или, наоборот, их большой хитромудрости. Стирать память народа - занятие по большей части контрпродуктивное и непредсказуемое. Так можно и ребёнка с водой выплеснуть.
Хотите другие имена? Так постройте новые ... переулок, улицу, проспект, площадь, город.
С недавних пор мода на переименование охватила Старушку-Европу. Зачем решать насущные проблемы жителей, когда можно имитировать бурную деятельность на "фронте" борьбы с "тёмным прошлым"?
Зальцбург
Первым под "каток топонимических репрессий" попал австрийский дирижёр Герберт фон Караян. Его имя фигурирует в специальном отчёте о деятельности 66 человек, давшим свои имена улицам Зальцбурга. В тысячестраничном документе подробно разбирается их причастность к нацизму.
Из музыкантов Караян в этом списке самая известная личность. Несмотря на проведённую "денацификацию" в 1947-ом и дальнейшую успешную карьеру дирижёра мирового уровня, ему по-прежнему вменяют "антисемитизм", "симпатии к ультраправым", "пособничество гитлеровскому режиму" и ... отсутствие угрызений совести относительно своего мировоззрения.
И вот теперь. Минимум, что может произойти - это появление неких дополнительных пояснительных табличек на Karajanplatz. Ну, например:
Стал нацистом, потому что очень хотел занять должность Генеральмузикдиректора в Ахене. А так, он никогда не был активным членом партии и злым.
Максимум - площадь переименуют.
Мюнхен
Историки муниципального архива столицы Баварии подошли к проблеме более тщательно и составили реестр из 372 "проблемных" имён. Среди выявленных "изгоев" в отдельный перечень были отобраны 45 человек, действия которых "находятся в вопиющем противоречии с фундаментальными гуманитарными и демократическими ценностями".
Именно туда попал, назначенный в 1933 году на пост президента Имперской музыкальной палаты, композитор Рихард Штраус. В то время остаться в Германии и не запачкаться было невозможно.
Мюнхен - родина Штрауса. В 1915 году в его честь была названа улица в районе Богенхауз. В 1962 году рядом с домом, где родился композитор, благодарные жители установили великолепный фонтан "Richard-Strauss-Brunnen", прозванный в народе "Саломея".
Высокая колонна, поддерживающая чашу, украшена барельефами, изображающими сцены из гениальной оперы. Некоторые утверждают, что в ниспадающих потоках воды можно услышать какую-то музыку.
Трезвые головы во власти всё-таки считают, что названия улиц являются историческим зеркалом города. Вполне возможно, что как и в Зальцбурге, дело ограничится установкой формальных "клейм-напоминалок".
Берлин
Ещё глубже решил копнуть некий доктор Феликс Зассмансхаузен, составив целое Досье под титлом "Straßen- und Platznamen mit antisemitischen Bezügen in Berlin" ("Названия улиц и площадей с антисемитскими ссылками в Берлине"), в котором перечислил 290 проблемных, с его точки зрения, топонимов.
Здесь все: Отто фон Бисмарк, Иоганн Вольфганг Гёте, Мартин Лютер и другие ключевые фигуры немецкой нации, даже братья-сказочники Гримм попали в этот юдофобский "синодик".
Один из столпов академической музыки - Рихард Вагнер - дал своё имя площади, улице и станции метрополитена в районе Шарлоттенбург.
Его оперы "Риенци", "Тангейзер" и "Валькирия" отмечены в названиях других берлинских улиц, а имя второй жены Козимы носит площадь в районе Фриденау.
Надеюсь, у немцев хватит благоразумия не рубить сук не трогать память о Вагнере, не уничтожать традиции. В ХХ веке они уже увлекались составлением различных списков, ни к чему хорошему это не привело.
Ну разрушат они основы своей национальной самоидентификации, а что дальше? Что взамен?
А взамен - ничего. Никогда творчество Удо Диркшнайдера, Клауса Майне или Тилля Линдеманна вместе взятое не приблизится хотя бы на одну миллионную часть к произведениям Вагнера или Штрауса.
Не сможет заполнить образовавшуюся пустоту и чужеродная музыка мигрантов с востока. Если все вокруг назовутся Мохаммедами (иншалла), этот факт никоим образом не повлияет на уровень культуры.
Великим народ делают великие композиторы, а не таксисты и разносчики пиццы.
В свете последних событий, даже внешне безобидные мероприятия вызывают определённую тревогу.
Бонн
В начале января был снят с постамента памятник Людвигу ван Бетховену. Причина достаточно прозаична - бронзовая статуя проржавела изнутри, несмотря на двухгодичный ремонт в 60-х годах прошлого века.
В этот раз монумент увезли в специализированную мастерскую возле Бонна и обещают возвратить на пьедестал к лету ... или этого, или следующего года. Вот эта разница в озвучиваемых сроках реставрации и настораживает. Ибо "демократическая" общественность за океаном давно считает Бетховена символом "превосходства белой расы". Германия, держись!
Публикация подготовлена по материалам сайта diapasonmag.fr.
Статья отправляется в раздел Музыка и Политика полного КАТАЛОГА ссылок канала. Читайте ещё по теме:
Новогодний концерт в Вене с коричневым оттенком - нацисты тоже любили музыку
Балет Чайковского признан расистским из-за Чая и Кофе
Бетховен был чёрным - теория об африканском происхождении композитора
Классическая музыка несёт в себе семена расизма - новый полемический тренд, поднятый волной BLM со дна человеческой глупости
По традиции несмешная байка:
Роберт Шуман порой беспечно относился к собственным творениям.
Как только сочинение было закончено, он терял к нему всякий интерес. Зачастую композитор настолько забывал свои произведения, что со временем не узнавал их. Однажды ему показали ноты одной из когда-то сочиненных им песен, переписанные копировальщиком. Шуман воскликнул:
- Появился довольно сносный сочинитель. Это весьма милая песенка. Интересно, кто её написал?