Найти тему
Океан Между Нот

Переименование улиц Вагнера и Штрауса, демонтаж памятника Бетховену. Чем живёт Европа

Оглавление

А ведь всё шло хорошо, пока мне не захотелось понять почему ...

Во все времена и во всех странах изменение названий географических объектов - явный признак скудоумия инициаторов или, наоборот, их большой хитромудрости. Стирать память народа - занятие по большей части контрпродуктивное и непредсказуемое. Так можно и ребёнка с водой выплеснуть.

Хотите другие имена? Так постройте новые ... переулок, улицу, проспект, площадь, город.

С недавних пор мода на переименование охватила Старушку-Европу. Зачем решать насущные проблемы жителей, когда можно имитировать бурную деятельность на "фронте" борьбы с "тёмным прошлым"?

Зальцбург

Первым под "каток топонимических репрессий" попал австрийский дирижёр Герберт фон Караян. Его имя фигурирует в специальном отчёте о деятельности 66 человек, давшим свои имена улицам Зальцбурга. В тысячестраничном документе подробно разбирается их причастность к нацизму.

Из музыкантов Караян в этом списке самая известная личность. Несмотря на проведённую "денацификацию" в 1947-ом и дальнейшую успешную карьеру дирижёра мирового уровня, ему по-прежнему вменяют "антисемитизм", "симпатии к ультраправым", "пособничество гитлеровскому режиму" и ... отсутствие угрызений совести относительно своего мировоззрения.

1941 год. Караян дирижирует
1941 год. Караян дирижирует

И вот теперь. Минимум, что может произойти - это появление неких дополнительных пояснительных табличек на Karajanplatz. Ну, например:

Стал нацистом, потому что очень хотел занять должность Генеральмузикдиректора в Ахене. А так, он никогда не был активным членом партии и злым.

Максимум - площадь переименуют.

Пока ещё площадь имени Герберта фон Караяна. Вид сверху
Пока ещё площадь имени Герберта фон Караяна. Вид сверху

Мюнхен

Историки муниципального архива столицы Баварии подошли к проблеме более тщательно и составили реестр из 372 "проблемных" имён. Среди выявленных "изгоев" в отдельный перечень были отобраны 45 человек, действия которых "находятся в вопиющем противоречии с фундаментальными гуманитарными и демократическими ценностями".

Именно туда попал, назначенный в 1933 году на пост президента Имперской музыкальной палаты, композитор Рихард Штраус. В то время остаться в Германии и не запачкаться было невозможно.

1938 год. Рихард Штраус, Хайнц Древес и Йозеф Геббельс
1938 год. Рихард Штраус, Хайнц Древес и Йозеф Геббельс

Мюнхен - родина Штрауса. В 1915 году в его честь была названа улица в районе Богенхауз. В 1962 году рядом с домом, где родился композитор, благодарные жители установили великолепный фонтан "Richard-Strauss-Brunnen", прозванный в народе "Саломея".

Высокая колонна, поддерживающая чашу, украшена барельефами, изображающими сцены из гениальной оперы. Некоторые утверждают, что в ниспадающих потоках воды можно услышать какую-то музыку.

Трезвые головы во власти всё-таки считают, что названия улиц являются историческим зеркалом города. Вполне возможно, что как и в Зальцбурге, дело ограничится установкой формальных "клейм-напоминалок".

Пока ещё фонтан имени Рихарда Штрауса. Вид сбоку
Пока ещё фонтан имени Рихарда Штрауса. Вид сбоку

Берлин

Ещё глубже решил копнуть некий доктор Феликс Зассмансхаузен, составив целое Досье под титлом "Straßen- und Platznamen mit antisemitischen Bezügen in Berlin" ("Названия улиц и площадей с антисемитскими ссылками в Берлине"), в котором перечислил 290 проблемных, с его точки зрения, топонимов.

Здесь все: Отто фон Бисмарк, Иоганн Вольфганг Гёте, Мартин Лютер и другие ключевые фигуры немецкой нации, даже братья-сказочники Гримм попали в этот юдофобский "синодик".

Один из столпов академической музыки - Рихард Вагнер - дал своё имя площади, улице и станции метрополитена в районе Шарлоттенбург.

Его оперы "Риенци", "Тангейзер" и "Валькирия" отмечены в названиях других берлинских улиц, а имя второй жены Козимы носит площадь в районе Фриденау.

Надеюсь, у немцев хватит благоразумия не рубить сук не трогать память о Вагнере, не уничтожать традиции. В ХХ веке они уже увлекались составлением различных списков, ни к чему хорошему это не привело.

Ну разрушат они основы своей национальной самоидентификации, а что дальше? Что взамен?

А взамен - ничего. Никогда творчество Удо Диркшнайдера, Клауса Майне или Тилля Линдеманна вместе взятое не приблизится хотя бы на одну миллионную часть к произведениям Вагнера или Штрауса.

Не сможет заполнить образовавшуюся пустоту и чужеродная музыка мигрантов с востока. Если все вокруг назовутся Мохаммедами (иншалла), этот факт никоим образом не повлияет на уровень культуры.

Великим народ делают великие композиторы, а не таксисты и разносчики пиццы.

В свете последних событий, даже внешне безобидные мероприятия вызывают определённую тревогу.

Бонн

В начале января был снят с постамента памятник Людвигу ван Бетховену. Причина достаточно прозаична - бронзовая статуя проржавела изнутри, несмотря на двухгодичный ремонт в 60-х годах прошлого века.

Фото с сайта dw.com
Фото с сайта dw.com

В этот раз монумент увезли в специализированную мастерскую возле Бонна и обещают возвратить на пьедестал к лету ... или этого, или следующего года. Вот эта разница в озвучиваемых сроках реставрации и настораживает. Ибо "демократическая" общественность за океаном давно считает Бетховена символом "превосходства белой расы". Германия, держись!

Публикация подготовлена по материалам сайта diapasonmag.fr.

Статья отправляется в раздел Музыка и Политика полного КАТАЛОГА ссылок канала. Читайте ещё по теме:

Новогодний концерт в Вене с коричневым оттенком - нацисты тоже любили музыку

Балет Чайковского признан расистским из-за Чая и Кофе

Бетховен был чёрным - теория об африканском происхождении композитора

Классическая музыка несёт в себе семена расизма - новый полемический тренд, поднятый волной BLM со дна человеческой глупости

По традиции несмешная байка:

Роберт Шуман порой беспечно относился к собственным творениям.
Как только сочинение было закончено, он терял к нему всякий интерес. Зачастую композитор настолько забывал свои произведения, что со временем не узнавал их. Однажды ему показали ноты одной из когда-то сочиненных им песен, переписанные копировальщиком. Шуман воскликнул:
- Появился довольно сносный сочинитель. Это весьма милая песенка. Интересно, кто её написал?