Найти тему
Журнал "Лучик"

Как Николай Чудотворец превратился в Санта-Клауса, и что было до этого

Это занимательная и богатейшая история!

Святой Николай был при жизни епископом. Думаете, епископ – это важный церковный начальник? Ничего подобного, во времена Николая епископ – просто старший в христианской общине (и, конечно, он проводил богослужения).

Так вот, он был старшим общины города Миры в стране Ликии, то есть "в Мирах Ликийских", поэтому его часто называют Николаем Мирликийским. Где эта страна? Смотрим:

Справа серым шрифтом современные географические названия: Анталия, Алания, Сиде... Южный берег Турции! Область, выделенная жёлтым, и есть Ликия. Город Патара - родина Николая, здесь он родился. А в Мире жил и умер.
Справа серым шрифтом современные географические названия: Анталия, Алания, Сиде... Южный берег Турции! Область, выделенная жёлтым, и есть Ликия. Город Патара - родина Николая, здесь он родился. А в Мире жил и умер.

Ликия – древнейшая страна. Ликийцы упомянуты ещё в "Илиаде" Гомера, то есть были известны в IX веке до н.э. Мощное войско привели на подмогу Трое ликийский царь Сарпедон и его двоюродный брат Главк. (Какие звучные имена.)

Патрокл (справа) поражает Сарпедона копьем, а Главк спешит на помощь брату. Роспись греческой вазы, V в. до н.э.
Патрокл (справа) поражает Сарпедона копьем, а Главк спешит на помощь брату. Роспись греческой вазы, V в. до н.э.

Кстати, интересно. Как раз к тому же времени, что и ваза, относятся вот эти ликийские скальные гробницы:

-3

Ваза сохранилась хорошо, а гробницы – нет! Но зато, как видим, люди в Ликии были не равнодушны к загробной жизни, а значит, потенциально религиозны.

Во времена Николая (он родился между 260-270 годами новой эры) здесь была Римская Империя. Ещё даже не Византия. Впрочем, император Константин перенёс столицу в Константинополь при жизни святого: это случилось в 330 году, а умер Николай немного позже, между 335 и 345 годом. Но хоть порадоваться успел! И, кстати, принял участие в созванном Константином Первом Вселенском соборе.

Центральная улица Патары – города, где родился Николай
Центральная улица Патары – города, где родился Николай

При императоре Константине христианство начинает становиться господствующей религией в Европе. Но именно "начинает" – этот процесс займёт ещё несколько десятилетий. А до Константина христианство было лишь одним из многочисленных культов – где-то равноправным, а где-то гонимым. Например, при предшественнике Константина – императоре Диоклетиане – Николай был брошен в темницу. (А многоие участники Первого Вселенского собора прибыли на него изувеченными. Причина та же – Диоклетиан.)

Диоклетиан (слева) и Константин
Диоклетиан (слева) и Константин

Так что звание мирликийского епископа не давало Николаю никакого "общественного положения". Свою славу он заслужил исключительно добрыми делами.

Николай был, что называется, "харизматиком" – умел воздействовать на людей, убеждать их, располагать к себе. Об этом говорит история, зафиксированная в первых письменных свидетельствах о нём – так называемых "Деяниях о стратилатах" – написанных, судя множеству признаков, ещё в IV веке – вероятно, вскоре после кончины Николая. Вот о чём там рассказывается...

Миры Ликийские, где Николай был архиепископом
Миры Ликийские, где Николай был архиепископом

Однажды император Константин отправил войско усмирять мятеж тайфалов – остготского племени, переселённого с Дуная во Фригию (а это аж на западе нынешней Турции). По пути войско остановилось в Мирах, и на рынке вспыхнула ссора между солдатами и местными жителями. Вот-вот должно было начаться побоище... Подумайте: эти солдаты, каратели, ехали убивать – и тут им кто-то не дал вина!

Но Николай сумел всех умиротворить и предотвратить несчастье. Как он это сделал, что говорил, как говорил? Мы можем только догадываться...

Художник Сергей Ефошкин
Художник Сергей Ефошкин

А стратилатов, то есть командиров, начальников зондер-команды, он дипломатично пригласил к себе отобедать.

В этот момент прибежали горожане с известием, что сейчас должна состояться казнь трёх невинно осуждённых. Николай всё бросает и торопится к месту казни. Стратилаты (внимание!) берутся сопровождать его. (Это вместо обеда-то.) Николай уже немолод, ему трудно идти, он боится опоздать. И тогда стратилаты (внимание ещё раз!) поднимают его и несут! Представляете, какое впечатление должен был произвести этот остановивший побоище человек на отнюдь не сентиментальных военачальников? Кстати, один из них, Непотиан, в 336 году стал консулом. Это к тому, что история не из пальца высосана.

И. Е. Репин. Николай Мирликийский спасает трёх невинно осуждённых
И. Е. Репин. Николай Мирликийский спасает трёх невинно осуждённых

Они успели. Николай останавил казнь. Первое дошедшее до нас изображение Николая относится лишь к VIII веку, это роспись церкви Санта-Мария-Антиква в Риме. Николай здесь справа, смуглый и черноглазый:

-9

Каноническим изображением считается это, якобы списанное с прижизненного портрета:

-10

Так это или нет, неизвестно, но некоторое общее сходство с фреской из Санта-Мария-Антика есть, так что, возможно какой-то более ранний портрет-прототип и существовал.

Иконы с изображение св. Николая XI – XII веков
Иконы с изображение св. Николая XI – XII веков

Ладно. Давайте приближаться к Санта-Клаусу. Ещё одна (если не главная) легенда о Николае – это "Спасение трёх девиц". О, это был средневековый хит! Он затрагивал какие-то важные струнки в душах и умах тогдашних людей. Его без конца изображали художники (видимо, поток заказов не ослабевал). Давайте сперва посмотрим...

Слева Николай проповедует в современном художнику (XV век) епископском облачении. А справа - спасение трёх девиц! Вон они в кровати лежат. А у двери папаша сидит, невесел
Слева Николай проповедует в современном художнику (XV век) епископском облачении. А справа - спасение трёх девиц! Вон они в кровати лежат. А у двери папаша сидит, невесел

-13

Сюжет такой. У одного очень небогатого человека были три дочери. Надо было их выдавать замуж, но никто не хотел брать жён без приданого. Это беда. И вот у очень небогатого человека созрел "бизнес-план": продать одну из дочерей в публичный дом, а на вырученные средства устроить судьбу двух остальных. Нормально? Осмысляем...

-14

Он не был "каким-то уродом", это было действительно безвыходное, отчаянное положение! Люди, вон, и в средние века ещё это понимали...

И вот узнал о такой беде Николай. Три ночи подряд он незаметно подбрасывал в дом отчаявшемуся отцу по мешочку золота – на приданое дочерям.

-15

На третью ночь отец выслелил неизвестного дарителя, вот поэтому люди и узнали, что это был христианский епископ Николай.

История эта рассказывалась и пересказывалась, обрастая подробностями. В одной из версий подброшенный мешок упал не абы куда, а в развешенный для просушки перед очагом чулок отца (смотрим ниже). Чувствуете, к чему идёт?

-16

В конце концов, на базе этой полюбившейся европейцам истории в Европе возникла традиция дарить в день поминовения святого Николая (6 (19) декабря) подарки. А когда их дарили детям, это якобы делал сам святой Николай, и разумеется, подарки он подкладывал ночью в чулочек, который нужно было заранее вывесить...

Николай по-немецки – Николаус, сокращённо – Клаус. (Ну, как мы говорим "Евгень Михалыч" или "Марь Михална"). Всё, конец?

Ещё нет. В Германии началась Реформация (свержение римского церковного владычества), и Мартин Лютер в порядке борьбы с ненавистными католическими традициями запретил поклонение святым (от этого, дескать, попахивает язычеством). Досталось и Хайлигер-Николаусу. (Заметим, не Санте – а Хайлигеру! "Хайлигер" по-немецки – "святой".)

Мартин Лютер
Мартин Лютер

Но как же отменить подарки, которых ждут дети? И Лютер придумал: пусть теперь подарки дарит младенец Иисус на Рождество. Оно же близко!

Потом лютеране (немецкие протестанты, последователи Лютера) смягчились в отношении святых, и подарки стал вручать по-прежнему святой Николай, и класть их в чулочек, но... всё-таки уже на Рождество, – успели привыкнуть! Вот как дело запуталось...

-18

Обратите внимание: не зря Мартин Лютер не ждал добра от этих народных культов святых! Полюбуйтесь: за спиной у Николая в епископском облачении – нечисть Крампус, получёрт-полукозёл, запихивающий в мешок непослушных детишек! Ай-яй-яй. Хотя детишкам, конечно, весело.

Идём дальше. Голландцы называли святого Николая – синтер Клаас. Они были кальвинистами – ещё более жёсткими протестантами, чем лютеране. Именно голландцы завезли обычай дарить подарки от имени святого Николая в Америку. Здесь-то, в плавильном котле языков, Синтреклаас и превратился в международного, "ни на каком языке", Санта-Клауса.

А поскольку американские кальвинисты, баптисты и методисты были гораздо более нетерпимы ко всему католическому, включая слишком, на их взгляд, роскошные священнические облачения, святой Николай у них уже не одет епископом. Просто какой-то невнятный дедушка:

-19

Но так же неинтересно! И вот в 1822 году преподаватель литературы Колумбийского (это в С.А.С.Ш.) университета Клемент Мур придумывает для своей дочки "какого надо" Санта-Клауса. (Заметьте, переплыв через океан, этот персонаж перестал быть в общественном сознании христианским святым! Теперь это просто… культурно-бытовой обычай.)

Поэт Клемент Мур (слева) и художник Томас Наст
Поэт Клемент Мур (слева) и художник Томас Наст

Клемент Мур пишет целую поэму, в которой изображает (словесно изображает) Санта-Клауса: он румяный, пузатенький, весёлый, в меховой шубе, передвигается на оленях по небу (приводятся имена оленей), покуривает трубочку... Поэма постепенно становится популярной в Америке, и вот наконец 1881 году политический карикатурист Томас Наст рисует Санта-Клауса по лекалам Мура (только меховую шубу заменяет на нелепую коротенькую курточку):

-21

И вот теперь действительно всё. История состоялась. Больше в ней ничего интересного (пока) не было. "Погодите! – скажете вы. – А наш русский Дед Мороз?"

-22

Связан ли он с Николой Угодником, одним из любимейших русских святых родом из жаркой Передней Азии, жившим и умершим, когда еще и Второго Рима не было, не то что нашего Третьего?"

-23

Хм-м-м... И да и нет. Если захотите, это будет следующая история! Давайте проголосуем?

Если хотите продолжения про Деда Мороза, оставьте в комментариях крестик – Х, это будет означать "пожалста-пожалста-пожалста!".

А если не хотите, оставьте нолик – О, это будет значить "не, спасибо, и этой много".

P.S.

Ну, поскольку все проголосовали за продолжение (спасибо!), то вот оно, продолжение:

Почему Дед Мороз и Снегурочка – это чисто советское изобретение?

-24