А был ли Каротин? СССР, 1989. Режиссер Геннадий Полока. Сценаристы: Виктор Дёмин, Владимир Ишимов, Геннадий Полока. Актеры: Борис Соколов, Василий Мищенко, Людмила Гурченко, Игорь Кваша, Валентин Никулин и др.
Несмотря на пародийно-детективный жанр картины «А был ли Каротин?» ее авторы вполне серьезно размышляют о «революционно-пролетарском» обществе, которое с каждым годом все глубже погружалось в болото профессиональной некомпетентности, демагогии, неприкрытого хамства под «ура-прогрессивными» лозунгами, где человек становился то ли винтиком (если повезет), то ли щепкой (во всех остальных случаях) антигуманного механизма диктатуры.
Итак, некто Каротин в середине 1930-х прибывает в южный черноморский город, чтобы вывести на чистую воду резидента германской разведки. В полном соответствии с избранным авторами жанром Борис Соколов играет романтическое воплощение официальных представлений о «рыцарях революции» и «бойцах невидимого фронта». Он позволяет себе лишь чуточку утрировать интеллигентность манер своего импозантного героя, знатока мертвых и живых языков, своей ироничной небрежностью напоминающего позднего Джеймса Бонда в исполнении неотразимого Шона Коннери.
Слияние комедийного и драматического, пародийного и музыкального с давних пор свойственно кинематографу Геннадия Полоки. В его фильмах «Республика ШКИД» и «Наше призвание» талантливо идеализировались события и люди тех лет.
Там была не только вера в правоту «комиссаров в пыльных шлемах», но и ностальгия по утраченной интеллигентности, бескорыстности душевных порывов, благородству мечтаний и помыслов. «Каротин...» тоже не претендует на роль глубокого социально-психологического исследования. Пародируя штампы приснопамятного «историко-революционного жанра», фильм соткан из остроумных аттракционов с героями-перевертышами. Тут чумазая уборщица по ночам превращается в светскую львицу, а скромный служащий оказывается немецким агентом. Здесь бывший декадент, а ныне кинорежиссер «совдеповского призыва» вдохновенно выдает «на гора» либретто своих будущих творений, как две капли воды напоминающих знаменитые ленты Пырьева и Александрова. А вокруг разворачивается фантасмагория бесконечных торжественных встреч и прощаний, соцсоревнований и революционной бдительности, спортивных забегов и парадов, призванных причесать под одну гребенку миллионы «строителей коммунизма». Ни те, кто уже захлебнулся в волне тотально-революционного энтузиазма, ни те, кто находятся на его гребне, не могут оставаться самими собой.
В 1970 году в фильме «Один из нас» Геннадий Полока уже пробовал рассказать о том времени в жанре пародии, получившейся настолько тщательной и тонкой, что иные зрители восприняли ее как взаправдашний боевик про шпионов. В «Каротине...» Полока, похоже, решил продолжить эксперимент, досказать то, на что двадцать лет назад мог лишь намекнуть...
Александр Федоров
А вот и я... Россия, 1993. Режиссер Алла Сурикова (по мотивам пьесы Эмиля Брагинского «Игра воображения»). Актёры: Лариса Удовиченко, Сергей Жигунов, Инна Милорадова, Евгения Симонова, Николай Караченцов.
Как ни странно, но этот тринадцатиминутный музыкальный видеофильм, поставленный по пьесе Эмиля Брагинского «Игра воображения», на мой взгляд, получился гораздо лучше ее полнометражной экранизации, предпринятой Михаилом Пташуком в 1995 году. У Аллы Суриковой актеры пластичны, играют весело и откровенно пародийно. История жены, решившей уйти от мужа, «подсунув» ему на прощанье свою подругу, разыграна Ларисой Удовиченко, Николаем Караченцовым и Евгенией Симоновой в легкой импровизационной манере, с отличным чувством стиля... Да и музыка Максима Дунаевского на стихи Юрия Ряшенцева иронична и оригинальна.
У Михаила Пташука все эти перипетии выглядят почему-то тяжеловесно, фальшиво и нелепо, хотя актерский ансамбль он собрал тоже вроде бы неплохой...
Александр Федоров