Полвека назад в газете «Труд» (Каменск-Шахтинский, №1, 1967) был опубликован футуристический рассказ за подписью А. Антонова. Автор попробовал представить жизнь города в тот счастливый, и не так далеко отстоящий от 1960-х годов момент, когда коммунизм в нашей стране победил все виды других идеологий, и победил вкупе со сбывшимися мечтами советской науки и техники.
Каменск в изложении автора предстает примером социалистического города 21 века, образцом и результатом приложения труда и разума советских рабочих, вместилищем диковинных зданий, технических новинок, транспортных сетей и т.д. Каменск - крупный научный центр, в котором функционируют разнообразные институты и работают ученые. По небу летают энерголеты, тротуары движутся сами, ступая на них, не нужно утруждать себя изнурительной ходьбой, а проспект Карла Маркса утопает в летней зелени даже зимой. В целом, хотя рассказ и художественный, все же, по своему замыслу, он схож с нынешними футуристическими прогнозами, которые в наши дни так легко раздают политологи, социологи, ученые, блогеры, публицисты, даже банкиры. Поэтому давайте посмотрим, что именно сбылось в городе будущего, что не сбылось, что осталось при своем, а что уже дышит и ему вскоре предстоит появиться на свет?
С Новым, 2000-м! Публикация 1967 года
Космический лайнер "80 лет Октября" незаметно приземлился. Я взглянул на часы: с момента старта в Чукотограде прошло 67 минут. Молоденькая стюардесса в голубой униформе, войдя в салон обвела всех пассажиров внимательным взглядом, и озарившись очаровательной улыбкой, приятным голосом сказала:
-Рада, товарищи, поздравить вас с прибытием в этот чудесный южный город. Пройдите, пожалуйста, в вестибюль к лифтам.
- Пойдемте быстрее, пойдемте, - заволновался мой попутчик Игорь Николаевич, цветущий мужчина лет 70, - мой город, родной мой город.
Он схватил меня под руку и увлек вестибюль. Пневматический лифт привел нас к одному из выходных люков, к которым уже подкатил передвижной эскалатор. С верхней ступеньки эскалатора открылся неповторимый вид аэрокосмодрома. На бетонном раздолье гигантскими птицами застыли атомопланы, космические лайнеры, на горизонте высилась пластико-бетонная громада аэровокзала, увенчанная многоэтажнйе вращающейся башней службы космоса.
-Что, хороши врата нашего города? - улыбнулся Игорь Николаевич. - А город ещё красивее. Пойдёмте-ка в экскурсионное бюро, возьмём "Пчёлку" и осмотрим город с воздуха.
"Пчелкой" оказался небольшой автоматический энерголет, управляемый пучками направленной энергии. Когда мы подошли к нему, Игорь Николаевич усмехнулся:
-Посмотрите, не напоминает ли вам этот энерголет что-то, а?
-Вроде бы обтекаемые ящики поставлены один на другой, неуверенно пробормотал я.
- Ах да,- спохватился Игорь Николаевич, - извините, молодой человек, я совсем забыл что вы 1983 года рождения. А мне он напоминает так называемые автомобили 1960 годов. Читали? Но здесь и руля-то нет.
Мы сидим в кабине, сделанной из танталового стекла, на пульте управления среди десятка тумблеров выделяются две светящиеся кнопки "Полёт" и "Спуск".
-Одиннадцатый, одиннадцатый энерголет, - раздался из мембранофона металлический голос авторобота, - экскурсионный маршрут над городом свободен.
Игорь Николаевич нажал кнопку "Полёт". Энерголёт вертикально оторвался от бетонного поля, набрал высоту и спокойно поплыл над землёй. Прозрачный пол, прозрачные стены и потолок кабины давали возможность почувствовать удивительное ощущение свободного парения над землёй. Внизу проплывали заснеженные поля, посёлки городского типа, широкие лесополосы пригородного кольца озеленения. По монорельсовой дороге, вдоль который летел наш энерголет, бесшумно скользили огромные атомовозы с 500-тонными вагонами.
-Два года назад и мне пришлось потрудиться над этой дорогой, - с гордостью промолвил мой спутник и с какой-то тёплой хрипотцой в голосе выдохнул: -Смотрите, город!
В лучах заходящего декабрьского солнца разноцветными кубиками, пирамидами, шарами, башнями светились здания и сооружения. Широкие улицы с движущимися тротуарами, просторные площади, заполненные людьми, седой Донец с мраморными берегами, с изящными навесными мостами, - все это слилось в одну прекрасную картину, сделанную не кистью художника, а трудом и разумом 600-тысячного населения города.
-Пролетаем над центром города, площадью Труда, - коротко пояснил Игорь Николаевич. - В самом центре площади вы видите 50-метровый обелиск в честь павших борцов за мир, труд, свободу, равенство, братство и счастье. На обелиске запечатлены подписи членов парламентских делегаций социалистических стран - Англии, Франции, Польши, США и других. У обелиска - вечный огонь и почётный караул. Между прочим, - улыбнуться Игорь Николаевич, - оружие почётного караула - единственное вооружение, которое осталось в городе после всеобщего разоружения и дальнейших побед социалистической революции.
-А вон тот голубой комплекс из 12-этажных призматических зданий - институты, - продолжил Игорь Николаевич, - здесь - институт хранения и передачи памяти, институт нравственности, профессиональной психологии, протозвёздного вещества и другие. А белый шаровидный комплекс - это ансамбль физического совершенства. Теперь мы над главной магистралью города, проспектом Карла Маркса. Сейчас в зимнее время улица закрыта платино-алмазной пленкой, которая помогает сохранить микроклимат...
Но я уже не слушал гида, потому что моё внимание приковала к себе главная магистраль города. Ширина её около 200 метров, по центру вдоль всей улицы били причудливые фонтаны. Строгие ряды зелёных насаждений как бы делили улицы на десять тенистых аллей, по которым гуляли люди, одетые в яркие летние костюмы. Невидимые водородно-гелевые лампы заливали улицы серебристо-тёплым светом.
- Любуйтесь, - пробасил Игорь Николаевич, - а я послушаю, что новенького у нас в городе.
Он щелкнул тумблером, и кабина энерголёта наполнилась голосом диктора местной радиостанции. "Новогодние ёлки установлены на обычном месте по проспекту Карла Маркса, карнавал в честь нового двухтысячного года начнётся ровно в 22:00. Приглашаем всех на карнавал! С новогодним праздником вас, дорогие товарищи каменчане!"
-Ну а теперь наш последний маршрут, - предупредил Игорь Николаевич.- Смотрите хорошенько на весь проспект.
Энерголет, набирая скорость, устремился вверх. А внизу всё отчётливее проступала образуемая конфигурацией архитектурных ансамблей надпись: "Победа коммунизма неизбежна!"
С Новым годом, друзья! Это уже - от нас, команды канала "Каменский Артефакт"