Найти тему
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 92 - Адресат неизвестен

Оглавление

Добрый день. Сегодня на рассмотрении экранизация Стефана Цвейга, текст которого я не читал, занимающая место в обозреваемом нонче списке лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound".

160 место

"Письмо незнакомки"/"Letter from an Unknown Woman"(1948)

Рейтинг КП - 7,8; Кол-во оценок - 1 496;

Рейтинг IMDb - 8,0; Кол-во оценок - 11 954;

Режиссёр - Макс Офюльс.

1900 год. Дождливой Венской ночью успешный пианист Штефан Бранд возвращается домой, чтобы собрать вещи и покинуть город. Тем самым он хочет избежать утренней дуэли, на которую вызван за драку. Слуга Джон вручает Штефану конверт, который был принесен почтальоном накануне. Первая строка, написанная женским почерком, гласила, - «К тому моменту как ты прочтешь письмо, может быть, я умру. Я так много должна рассказать тебе, а времени у меня так мало…».
Перед глазами героя прошла жизнь женщины, с которой он встретился мимоходом всего только несколько раз, много лет назад, женщины, которая любила его до последнего дня ее жизни, а он об этом и не знал...

Без спойлеров

Я не читал новеллу Цвейга(хотя и стоит, она по объёму, кажись, небольшая), поэтому сравнивать с первоисточником не буду, а то есть пара критических рецензий, опускающих фильм на фоне новеллы.

Ровно как и с предыдущим фильмом списка, с "Короткой встречей", "Письмо незнакомки" имело высокие шансы мне понравиться только из-за идеи истории. Я не люблю мелодрамы, но когда они обёрнуты в подобный трагизм, когда вот это их последняя встреча в этой жизни, когда жизнь разводит влюблённых, когда драматизм такой, что сложно не рыдать - это мне нравится. В кино. В жизни, понятно дело, это немного другое:)

Но, ровно как с той же "Короткой встречей" Лина, что-то пошло не так. Слишком уж часто стал использовать подобные формулировки, так что надо придумать что-то новое. Ну, я как бы, увы и ах, человек своего времени, и потому старенькие фильмы, 1940-х годов и более ранние тем более, мне кажутся уже какими-то малоэмоциональными. Истории вроде бы крайне драматичные, ситуации очень печальные, но вот поданы они как-то вот суховатенько, так что грустинку вызовут, но чтоб вы прям рыдали - очень вряд ли, либо если вы очень эмоциональная какая-то личность.

В "Письме незнакомки" то же самое. Жизнь главной героини Лизы, ну, такая, что... ей прям вообще не позавидуешь. Финал её - ну, без спойлеров пока, но, думаю, понятно какой. Но эмоций к финалу почему-то никаких нет. Просто в очередной раз вспоминаешь, какая же сложная штука эти эмоции, как люди травмируют и сами себя, и друг друга, и к чему это приводит.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

...ей прям вообще не позавидуешь. Финал её - ну, без спойлеров пока, но, думаю, понятно какой. Негативный. Влюбиться в юности, всю жизнь корячиться, чтоб на тебя обратили внимание, удостоится пары дней прогулок с владельцем ваших симпатий, чтоб он в один день просто исчез, оставив вам ребёнка, и в итоге её дитя гибнет от болезни, а она пишет ему письмо и также вскоре погибает. И весь сюжет - это текст на бумажке, который он нашёл у себя на столе. Вот вам и жизнь человеческая.

В новелле, кажись, герой Стефана был более приличный, но это и не важно относительно качества фильма. Стефан в фильме вызывает, ну как сказать, ниже среднего эмоции. Музыкант он может и не плохой, но как человек - мэ-э-э-э... В том числе и отношение к женщинам его оставляет желать лучшего с точки зрения какой-то условной традиционной морали. Если с вашей точки зрения использовать людей для утоления своих физиологических потребностей, кидать их, вечно льстить для достижения своих целей и праздно тратить время - это замечательно и ничего плохого в этом нет, тогда, конечно, Стефан покажется вам красавчиком. Но это если соблюдено это "если".

Какое-то положительное чувство к нему возникает только в финале, когда он дочитывает письмо и понимает, что он действительно страшно виноват. Радостно, что хотя бы в такой момент в нём проснулась совесть. А то ведь люди всякие бывают.

Послесловие

Ну кАроч история в фильме добротная, персонажи относительно интересные, смотреть можно, но лично меня уже не первый раз печалит тенденция сухости повествования, свойственная фильмам в возрасте. Может, конечно, я чего-то не понимаю, но... нет. Эмоции есть эмоции. Либо они есть, либо их нет. Так что вот-с.

#фильм на вечер #кино #актер #писатель #мелодрама #драмы #любовь #фильмы #классика кино #подборка фильмов