Найти в Дзене
TheGoodStranger

Запрет - часть 71 - Лучшие фильмы всех времён

Оглавление

Рад приветствовать. Сегодня в рассказе о списке лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" речь пойдёт о последнем фильме классического немецкого режиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау(настоящая фамилия - Плумпе).

181 место

"Табу"/"Tabu: A Story of the South Seas"(1931)

Рейтинг КП - 7,0; Кол-во оценок - 644;

Рейтинг IMDb - 7,5; Кол-во оценок - 5 644;

Режиссёр - Фридрих Вильгельм Мурнау.

Это фильм, который повествует об истории рыбака Мэтэхи, влюбленного в соблазнительную Рери. Однако, Рери называют святой женщиной, согласно традиции общества, и она становится «Табу» для мужчин. Но влюбленные сбегают с острова на другой, где уже отменены прежние пережитки...

Без спойлеров

В нашем исполнении фильм перевели просто как "Табу", однако в оригинале полное название выглядит как "Табу: История Южных морей". Выходит, как видите, длиннее, однако оригинальное название, как по мне, звучит романтично. Южные моря, следовательно, солнце, берег, песок, пальмы, экзотика, замечательно. Поэтому и какой-то такой атмосферы я ждал от фильма.

Однако увы, южные моря да острова в фильме - просто декорации. В начале есть пара сцен, где видна красота природы, её единение с ней героев, но очень быстро это дело сходит на "нет". Заместо этого акцент смещается на сюжет, на историю центральных героев, а они здесь ну такие. Сама история в целом ничего особо нового даже по меркам 1930-х годов не представляет. Просто история запретной любви, всё по лекалам "Ромео и Джульетты" Шекспира, которым уже больше четырёх столетий.

В плане экспрессии и качества трагедии всё выполнено неплохо, эмоциям веришь, а они важны в немом кино, однако примерно схожая история в другом фильме Мурнау "Носферату, симфония ужаса" 1922 года мне понравилась поболее. О "Носферату", кстати, совершенно случайно у меня тоже есть почти отдельная статья(почти отдельная - потому что я там ещё рассказал про какой-то такой себе корейский хоррор, не обращайте внимания).

Со спойлерами

Сюжет, если его описать вкратце, действительно стоковый: двое влюбились, её записали в какие-то священные девы, теперь она буквально запретный плод, но они сбегают, их находят и заканчивается всё трагично. Не дословно как у Шекспира, погибает только юноша, девушка остаётся жить, но вот как она будет жить после случившегося - ещё большой вопрос.

Парня здесь особенно жалко, потому что ему повезло даже меньше, чем Ромео, который хотя бы погиб РАДИ любви, в то время как этот погиб ИЗ-ЗА любви. Ведь если бы она ему сказала о своих намерениях или хотя бы не согласилась залезть в какой-то подпол в лодке, то но мог хотя бы остаться в живых. А так, она ведь, полагаю, узнает, что он погиб и как, и станет винить себя ещё больше, вплоть до депрессий, а в столь юном возрасте это опасно. Оно в любом возрасте опасно, но когда гормоны бушуют, детский максимализм и всё такое - оно чуть больше опасно.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

И в целом финал фильма выглядит каким-то поспешным и резким. Вот они сидели, сидели, она ушла, её увели, он погиб, опускайте занавес. Ну вот как-то не знаю даже. Чего-то мне не хватило.

Что пишет пресса

Все рецензии на КиноПоиске положительные, поэтому все в одном тоне. В одной говорится, что история в фильме лирична и поэтична, куда ж без этого, что солидная часть текста представлена в виде писем, - ну ок, - что сцена с акулой хорошая. Акула, к слову, действительно выглядит прилично даже по сегодняшним меркам. Хоть видно, что это какая-то кукла, но уж всяко приличнее, чем сегодняшние компьютерные модельки в некоторых не самых малобюджетных фильмах или даже крупнобюджетных фильмов из девяностых.

В другой говорится, что некоторые зрители могут не понять, почему первобытную по быту общину Мурнау обозначает в названиях глав как "Рай", а когда герои прибывают в цивилизацию, то глава сменяется на "Потерянный рай", и дескать оно потому, что в цивилизации-то этой вашей всем только деньги нужны. Куда герои не плюнут, всюду деньги требуют. И поэтому мол старый мир лучше, по Мурнау.

По-моему, дело в том, что главные герои чувствовали себя хорошо в своей простой общине, ловили рыбу, танцевали и купались, а когда первобытные законы наступили на их желание, они вынуждены были бежать, потеряв свой Рай, не зная, что они совершенно не готовы к жизни в цивилизации, где балом правят свои законы. Походит на историю Адама и Евы, только тех изгнали из Рая, а эти, желая быть вместе, наоборот, сбежали сами. И видимо такую аналогию проводил не только я, но и сам Мурнау - оттого и такие названия у глав.

Кто-то из рецензентов ещё указал на музыку. Да, музыка действительно хорошо выполняют свою функцию в рамках немой ленты, она тут отвечает почти полностью за звуковое оформление в целом. Если волны волнуются, то музыка будет как бы "подпевать" волнам, если кто-то кого-то зовёт, то музыка будет имитировать этот зов через инструменты. Добротно, добротно.

Послесловие

Технически кино сделано отлично, конфликт как бы есть, трагедия, драматургия, всё по школьной системе, однако на мой вкус исполнение вышло слабоватым. Недожали, на мой вкус, недокрутили. Но это на мой вкус. Так-то я не отрицаю, что фильм достойный, и очень может статься, что кому другому оно понравится больше, нежели мне.