Найти в Дзене
Воеводин Антон

Рецензия на книгу митрополита Антония Сурожского

Прочитал книгу митр Антония Сурожского (1914-2003) "Бога нельзя выдумать. Беседы с подростками..." первое, что пришло в голову: он производит впечатление более юного и искрящегося человека , чем те, кто его окружал в детском лагере, хотя во время бесед ему было от 70 лет и дальше; похожее ощущение я испытываю, смотря на свою маму: она всегда бросает всё и бежит фотографировать закат на озере, грушу в снегу, жучков, паучков красиво свисающих с лилии - в то время как я остаюсь глух и нем к красоте. Подобно же и Антоний, доживши до девяноста лет, сохранил искреннюю горящую веру , будучи священником и мало того - митрополитом. Это само по себе чудо, которое буквально заставляет меня думать, что в мире возможно всё, и ведь в хорошем смысле! но и это не самое удивительное. Мне доводилось встречать настоящую веру, однако довольно часто она сопряжена с саднящей и поэтому отталкивающей наивностью - так бывает у людей болящих, находящихся под гнётом недуга. И тогда ты вымучиваешь из себя восхищение их подвигом, мол "молодец какой, такое испытание, а какая вера!" , но откровенно говоря, это лицемерие перед самим собой, потому что искренность таких людей часто оставляет крайне горестное ощущение, боль в душе. С Антонием Блумом совсем иначе: реальная вера, которая не вызывает неприятного привкуса жалости - и именно это восхищает меня в нем все 15 лет, которые мы знакомы (с 30 апреля 2006). Книга в целом делится на две категории: вопросы, которые я никогда не задавал себе даже в 16 ("можно ли молиться за сатану?") и те которые пламенея я задавал себе тогда, но уже совсем не сейчас ... тут надо бы сказать, что вопросы, заданные ему, я к сожалению(!) перерос - но перерос ли ответы? Однозначно нет! Я не нашел в этой книги мудрости в плоском понимании "вау-эффекта" , она не "изменила мою жизнь" , хотя бы потому, что я привык к глубине святителя; с некоторыми высказываниями мудреца я уже не могу быть согласен, но не потому, что он глуп, а потому что я уже не могу. Но его книги надо читать и беседы слушать не за этим, а за тем же за чем мы слушаем классику: Баха, Моцарта, Шопена - они приглашают нас в свой мир и этот мир - светел.