Главную модель автобуса России отправят в историю. Так ли это?
Недавно наш канал рассказывал о том, что выпуск силового агрегата, устанавливаемого на самый распространенный автобус страны ПАЗ-3205, будет завершен. Речь идет о прекращении производства бензинового 8-цилиндрового V-образного мотора ЗМЗ-523/524. Этот силовой агрегат берет свою родословную от мотора ЗМЗ-53, который начали выпускать в год полета первого космонавта планеты Юрия Гагарина, а именно, в 1961 году.
К чему мы вспомнили этот факт, а вот почему. Обнародованная после полугодового перерыва официальная статистика по автобусному рынку Российской Федерации показала, что больше всех автобусов продал Павловский автобусный завод (741 ед.).
А вот сухие цифры. На морально устаревшую модель ПАЗ-3205 приходится…34,5% от всех проданных автобусов страны в прошедшем ноябре (всего было реализовано 1 320 автобусов). В модельной линейке Павловского автобуса на них пришлось 62% от всех проданных автобусов марки ПАЗ.
Естественно, что судьба морально устаревшего автобуса волнует многочисленных перевозчиков страны. То есть со следующего года ПАЗ-3205 останется без своего основного двигателя. (Если, конечно, в Павлово-на-Оке не создали стратегического запаса движков).
Впрочем, отказ от моторов V8 никак не затронет длиннобазную версию ПАЗ-4234, которая всегда была только дизельной. Да и полноприводную машину ПАЗ-3206 в уходящем году завод воскресил, сертифицировав ее с дизелем и новыми мостами. То есть полного снятия с производства всего классического семейства «пазиков» ожидать не стоит. Но конкретно ПАЗ-3205, похоже, свои лидирующие позиции на рынке теперь утратит.
А что же взамен предложит Павловский автобус? Посмотрите на диаграмму. Сразу видно, что набирает популярность семейство "Вектор NEXT". Пока их продано не так много, как старичков «3205», всего 17,5%. Но, как говориться, лиха беда начало. Это перспективное семейство, которое скажет свое слово.
«Вектор NEXT» выпускается в полном составе модельного ряда: оно теперь состоит из нескольких десятков исполнений с разной длиной кузова, разной высотой пола, разными планировками салона, разными двигателями (дизельными и газовыми). В семействе машины городские, пригородные, междугородные и даже школьные модификации. Ведь о прекращении господдержки, когда органы власти закупают кареты скорой помощи и школьные автобусы, пока никто не объявлял.
Также решена и судьба семейства автобусов "Вектор", судя по всему, их отправят в историю.
То есть в модельном ряду Павловского автобуса останется лоу-кост, а массовый сегмент, в том числе и для закупок госорганами перейдет на автобусы «Вектор NEXT».
Но и это не все. Как известно, модельный ряд автобусов, выпускаемых на Павловском заводе, вскоре пополнится автобусом малого класса «Валдай City». Это автобус малого класса с низким уровнем пола, просторной накопительной площадкой в центральной части салона, широкой дверью и возможностью понижения уровня входа на остановках. По сравнению с каркасным «ГАЗель City» он имеет увеличенную вместимость: автобус рассчитан на перевозку 32 пассажиров, в салоне установлено 21 посадочное место.
Вдобавок, в более отдаленной перспективе в серийное производство будет запущена модель среднего класса CityMax 9. Она была показана на выставке Comtrans 2021.