Бытует мнение, якобы в гавани находилось старьё, которое не жалко и которым можно пожертвовать без каких-либо издержек. Так что сегодня мы посмотрим, какие именно корабли подверглись атаке в Перл-Харборе 7 декабря 1941-го года, какие они получили повреждения, и как это отразилось на общем раскладе сил на Тихоокеанском ТВД.
Изначально тезис может показаться логичным: если кораблям по 20+ лет, то они дико устарели, особой ценности не представляют, и всё такое. Если что, то более осязаемые танки за это время прошли путь от Т-18 до Т-34. Земля и небо! Тем не менее, с кораблями, и особенно с линкорами, это не работает.
Небольшое отступление: как нам сейчас известно, линкоры во Второй мировой играли очень второстепенные роли, притом на Тихом океане это особенно усугублялось. Первую же скрипку взяли авианосцы. Тем не менее, 80 лет назад общие соображения были иными. Пусть адмиралы и видели подъём плоскопалубных, но всё ещё полагали, что линкорному мордобою будет отведена весьма значительная роль, и поэтому имели большие планы на этих гигантов. Переломный момент наступит году в 42-43-ем, когда в США сначала аннулируют заказ на новейшую серию линкоров, а потом отменят все строящиеся в пользу авианосцев. Но это потом.
Сейчас же, в 41-ом, морские вооружения достаточно серьёзно связаны Вашингтонским военно-морским соглашением, притом линкоров это касается особенно сильно. По ряду причин страны-участницы этого договора, в основном, придерживались, как минимум до 37-го года.
Самое важное в данном контексте ограничение – это так называемые «линкорные каникулы», которые запрещали закладку новых линкоров в течении 15 лет с подписания договора. То есть начинать строить что-то новое можно только в 37-ом году. Из чего следует, что самые современные и мощные линкоры – это те, что были построены прям перед конференцией, или их достройка на ней была выторгована. Это японские "Нагато" (две штуки), американские "Колорадо" (три штуки) и британские "Нельсоны" (тоже две штуки). Последние нас не интересуют, поэтому сосредоточимся на США и Японии.
Корабли новее были заложены в последнем квартале 1937-го года. В США ими стали два линкора типа "Северная Каролина", которые вступили в состав флота весной 41-го года. Тип ещё новее, "Южная Дакота", вступит в строй весной-летом 42-го.
То есть на конец 41-го США имеют 2 (два) новейших корабля, а дальше – «старички» "Колорадо" и корабли ещё старее. При этом в Японии пост-вашингтонских кораблей в строю ещё нет – "Нагато" является флагманом японского императорского флота.
На инфографике ниже я примерно сопоставил кэпитал шипы Японии и США. Год – вступление в строй первого корабля серии. Пунктиром отделены корабли более-менее сопоставимых проектов. Да, с рядом оговорок, и всё такое, но для данного контекста пойдёт. Также там указаны корабли, потерянные в Перл-Харборе.
Отдельно стоит держать в уме то, что вашингтонское соглашение устанавливало отношение флотов США и Японии как 5:3. Вполне адекватно, учитывая экономическую мощь США и то, что у Америки, в случае чего, два изолированных ТВД в виде Тихого и Атлантического океанов, и флот надо как-то делить между ними. Возможно не 50/50, но и явно не "все корабли на Японию".
Тем не менее, 7 декабря 41-го года на Гавайях находилась ровно половина линкоров ВМС США. И все они получили повреждения различной степени тяжести.
При этом, что самых старых кораблей – "Нью-Йорков" – что самых новых – «Северных Каролин» – там не было. Давайте посмотрим на них, от старых к новым. Нумерация кораблей идёт по порядку, от ВВ-34 ("Нью-Йорк") до ВВ-48 ("Вест Вирджиния") за вычетом номера 47, плюс две штуки «Северная Каролина», которые ВВ-55 и 56.
«Невада», ВВ-36, тип «Невада»
Самый старый линкор в Тихом океане на момент атаки. Получил около шести бомб и одну торпеду. Корабль начал тонуть, и было решено посадить его на мель на ровном киле. Это значит, что он утонул, но поскольку дело происходило у берега, то даже палуба не ушла под воду. Это позволило без особого труда поднять корабль, и в октябре 1942-го года он вернулся в строй.
«Оклахома», ВВ-37, тип «Невада».
Систершип предыдущего. Получил девять торпед в бочину, перевернулся, затонул. В конце 43-го корабль подняли, но после осмотра решили не восстанавливать, ибо повреждения оказались слишком тяжёлые.
«Пенсильвания», ВВ-38, тип «Пенсильвания»
Корабль стоял в сухом доке. Получил одну бомбу, ещё несколько разорвалось рядом, плюс прям перед ним, в этом же доке, сильно сгорело два эсминца. Но линкор почти не пострадал, и уже 20-го декабря, через две недели, вернулся в строй.
«Аризона», ВВ-39, тип «Пенсильвания»
МайклБэй.жпг. Корабль получил четыре бронебойные бомбы почти по 800 кг каждая, при взрыве одной из них сдетонировали носовые погреба главного калибра, после чего корабль утонул. При осмотре поднимать побоялись, опасаясь того, что линкор может ещё поломаться в процессе. Так что с него сняли всё, что можно (в основном вооружение), и превратили в мемориал.
«Теннесси», ВВ-43, тип «Теннесси»
Две бомбы, лёгкие повреждения. Корабль освободили от утонувшей рядом «Вест Вирджинии» (об этом линкоре позже), и 20-го декабря вернулся в строй, как и «Пенсильвания».
«Калифорния», ВВ-44, тип «Теннесси»
Получил две торпеды и шесть бомб. Вроде немного, будь корабль в боевой готовности. Однако экипаж частично отсутствовал, многие люки были открыты для проведения инспекции, так что затопления и пожары оказались фатальны для «Калифорнии». Мало того, что она утонула (тм), так ещё и плотно засела в иле на дне. Корабль удалось поднять только в октябре 42-го года, при этом пусть он и смог дойти своим ходом до большой земли, но дальнейший ремонт и модернизация продолжались до конца января 44-го года.
«Мэриленд», ВВ-46, тип «Колорадо»
Две бомбы, минимальные повреждения. Вернулся в строй 20 декабря, третьим за компанию с ВВ-39 и 44.
«Вест Вирджиния», ВВ-48, тип «Колорадо»
Новейший линкор ВМС США из находившихся в Перл-Харборе, и самый последний, построенный в рамках вашингтонского соглашения. Новее него только две свежепостроенные «Северные Каролины». Во время атаки получил 7 торпед и две тяжёлые бомбы. Корабль спасли от переворота своевременным контрзатоплением, однако он принял столько воды, что всё равно утонул. Линкор подняли со дна уже в мае 42-го года, но полноценно вернуться в строй он смог только в сентябре 44-го.
Отдельно стоит упомянуть «Юту». Это по-настоящему старьё, линкор типа «Флорида», который был выведен из состава флота в 30х и переделан в учебное судно. Тем не менее, внешне он всё ещё походил на «нормальный корабль», и несколько японских экипажей его проатаковали. Получив всего две торпеды, «Юта» перевернулась. Попытки поднять корабль ничем хорошим не закончились, и сегодня это тоже мемориал.
Также было потоплено и повреждено несколько эсминцев, пару лёгких крейсеров и ещё всякого по мелочи, но это не имеет особого значения. Таких кораблей много, американская промышленность клепала их как горячие пирожки, и их вывод из строя действительно ничего не решал.
Так что вернёмся к нашим линкорам. Из восьми линкоров 3 (три) получили лёгкие повреждения и вернулись в строй через две недели, 5 (пять) были потоплены. Из этих пяти один корабль вернулся в строй через 10 месяцев, один – через 2 года, ещё один – почти через три. Последние два были полностью уничтожены. Дно в Перл-Харборе всего в нескольких метрах под осадкой линкоров, и именно это позволило как аккуратненько лечь потопленным кораблям на дно, так и быстро поднять их и снова ввести в строй.
Что касается «старины» кораблей, то они размазаны почти равномерно по существующим тогда в ВМС США типам. При этом два корабля, «Вест Вирджиния» и «Мэрилэнд», примерно соответствовали японским в тот момент современнейшем линкорам, «Нагато» и «Муцу». И из этих двоих один («Вест Вирджиния») был потоплен и смог вернуться в строй почти через три года.
Стоит сделать отступление, что японцы не имели полной информации о том, что находилось в гавани в тот день, плюс какой корабль где конкретно стоит. Они атаковали самые большие корыта, где-то японцам повезло больше, где-то – меньше. Имей японские адмиралы все карты на руках, то, возможно, смогли бы оказаться ещё эффективнее. Но даже так урон оказался впечатляющий.
Как изменился расклад сил? Стратегически США отбросили все сдерживающие факторы и развернули свою экономику на максимум, да ещё с полной поддержкой населения. Но это даст плоды чуть позже, а прямо сейчас надо что-то делать с просевшим флотом. 6 декабря расклад сил был с небольшим перевесом в пользу США, а через день чисто по линкорам всё стало совсем печально. Сразу началась переброска кораблей с Атлантики на Тихий океан, но не всё так просто.
Во-первых, была официально объявлена война с Германией, и часть сил всё ещё необходимо было держать на востоке. Там остались как самые старые «Нью-Йорки» (2 штуки, ВВ-34/35), так и новейший «Вашингтон» (тип «Северная Каролина», ВВ-56). В том числе потому, что у него не всё было гладко с технической точки зрения. Тем не менее, «Вашингтон» окажется на Тихом океане к середине осени 42 года. При этом сразу же туда отправились три линкора типа «Нью-Мексико» (ВВ-40/41/42) и много раз упомянутая «Северная Каролина» (ВВ-55), но она оказалась на ТВД лишь в апреле 42-го из-за ещё не закончившийся боевой подготовки. Плюс туда назначили «Колорадо» (ВВ-45), но он находился на капремонте, так что попал на Тихий океан лишь к концу весны 42-го года.
Как-то так. К чему я так подробно расписываю номера линкоров? Чтобы вам было просто соотнести, что именно находилось на Гавайях на момент атаки (по отношению к остальному флоту), что было потоплено, и чем заткнули дырку в первые месяцы войны. При этом со дна Перл-Харбора всё быстро подняли и максимально оперативно ввели в строй. И не как старый хлам, а как вполне боеспособные и полезные боевые единицы, которые с честью дослужили до конца войны. Вроде как из этого должно быть очевидно, что на момент атаки на Перл-Харбор там находился вполне боеспособный и мощный флот, который никак не мог быть разменной монетой по состоянию на декабрь 1941-го года. Через пару лет ситуация сильно поменяется, но 7-го декабря ВМС США были сильно отброшены назад.
Автор - Борис Плавник