Туристический бизнес в Крыму мы с мужем запустили в далёком 2006 году. Тогда мне было всего 32 года. Он существует и сейчас, но прибыль, конечно, уже гораздо меньше, чем была до 2014 года. С приходом новой власти туристический поток стал более организованным, и таким частникам, как мы, приходится непросто.
О моём муже и страсти к походам
Идею начать бизнес мы вынашивали долго. Муж обожал туристические походы. Он тогда работал обычным учителем географии в средней школе. С туризмом была связана вся его жизнь – ещё со времён СССР, после геофака, он встречал туристов на базах.
Детей он тоже водил на природу, в основном, конечно, в горы. Родители были согласны, некоторые даже ходили вместе с мужем. Вот в одном таком мероприятии наш хороший знакомый, папа одной из учениц, спросил не хочет ли муж совместный бизнес.
Взвесив все «за» и «против», мы решились пробовать. Деньги на старте дал знакомый, хотя это целая отдельная история. В двух словах, он сагитировал других родителей, и некоторые даже откликнулись, оказав серьёзную финансовую поддержку. Я тогда сильно удивилась, что люди готовы так легко помогать.
Проблема была в том, что кроме любви к своему делу, у нас ничего не было: ни бизнес-плана, ни знаний, ни знакомств.
О начале бизнеса
Мы решили расти с малого. Взяли два туристических сегмента: пешеходные туры с рюкзаком и автопешеходные туры по Крыму. Гидом, конечно, выступил муж, а я, во то время сидевшая с маленьким ребёнком, занялась администраторской работой. Это значит принимала звонки и обрабатывала заявки на сайте.
Знакомый, предложивший идею, организовал всю финансовую сторону вопроса и гарантировал, что, если будут проблемы со стороны конкурентов, он их моментально решит.
28 марта 2006 года официально родилась наша фирма.
На тот момент в активе у нас были 20 спальников и пенных ковриков, 12 палаток (на два и три места), полевая кухня (кемпинговые плиты и баллоны с газом) и походные инструменты (чтобы недалеко лазать в пещеры и горы, веревки, карабины, разборные беседки). Ещё было 2 автобуса для туристов Курганского автобусного завода («КАВЗы»), правда, не в собственности.
На всё, что пришлось докупать, мы тогда потратили $10 000 (это около 780 000 рублей, если перевести на сегодняшние деньги).
Прибыль с партнёром условились делить 50 на 50. Туристический поток шёл, как с Украины, так и с России, поэтому мы брали оплату в долларах.
Уже за первый сезон мы смогли заработать 500 долларов. Партнёр сказал, что долги погасим потом, сперва нужно как следует «развернуться». В самом первом походе участвовало 12 человек. Туре был даже свой походный повар.
Знакомый оказал нам серьёзную помощь. Помимо финансов на старте, он нашёл водителей, помогал договариваться с ними и чинить автобусы. Один раз дело даже дошло до драки. Водитель пришёл на тур пьяный и поругался с одним из туристов. На тур поставили другого водителя, а ситуацию помог урегулировать наш компаньон.
В тот год у нас было 4 двухнедельных тура примерно по 10 человек. С человека брали от 180 до 200 долларов, а себестоимость одного похода выходила около 40%.
В самый большой поход ходило 15 человек. Это был бюджетный поход по $120. Разделив прибыль с компаньоном, мы получили $900 на семью.
О том, как дела шли дальше и идут сейчас
Примерно в таком же темпе прошли последующие годы. Я расширяла количество туров, а муж, не желая уходить из школы, договорился работать «по приглашению». Мы отремонтировали квартиру, завели второго ребёнка и решили наращивать обороты в бизнесе, нанимая людей.
Уже в 2011 мы расстались со своим партнёром. Решение было взаимным и без каких-либо разногласий.
Спустя пару месяцев, нас навестила новая «крыша». Мне казалось, кому мы можем быть интересны? Выяснилось, что тем, кто может легко лишить нас «КАВЗов». К тому моменту они стали нашими, но нормальные документы на них оформить было непросто, а покупать новые машины – дорого.
Нам предложили «закрыть глаза» на недостатки за 30% от прибыли. Выбора не было, и целый сезон мы откатали по этой схеме. Правда, с первых же полученных денег купили экскурсионный IKARUS с лицензией и благополучно забыли про «крышу».
В 2014 туристов вообще можно было по пальцам пересчитать, да и в следующие года туры проходили почти индивидуально. А вот цены в Крыму очень быстро подтянулись вслед за московскими.
Сейчас ситуация более-менее стабилизировалась, не помешал даже Covid. Однако, прежних доходов ждать не приходится.
Самое большое число людей мы собираем в конце декабря – до 35 человек. Это те активные люди, которые когда-то заказывали у нас туры и остались довольны. У нас сложилась традиция встречаться под Новый год.