Рассказ об американском снегоболотоходе Cargo Carrier M29C Weasel, находящемся на выставке "Моторы Войны"
Война в условиях зимы, до определенного периода, была вещью редкой и довольно специфичной. Естественно, боевые действия велись и в этот период, но у нас оно слегка чревато. Впрочем, настоящая зима есть много где. И на севере Европы, и на севере США, и тем более в Канаде. Поэтому такой тип боевых машин, как снегоходы, впервые получил широкое применения как раз в таких странах. Впервые снегоходы и аэросани получили применение еще в годы Первой мировой войны, но тогда они еще не получили столь существенного распространения. Несколько иначе ситуация развивалась во Вторую мировую войну. Как бы не хотелось иным странам это признавать, но воевать зимой пришлось, поэтому и снегоходную технику также пришлось развивать. Для решения специфичных задач, но тем не менее.
Среди тех стран, которые очень серьёзно занимались снегоходами, были и США. Работы по этой теме начались давно, причем подход существенно отличался от нашего. Если в России, а затем в Советском Союзе приоритетом были аэросани, то американцы больше занимались именно снегоходами. Менее габаритные и не требующие мощного авиационного мотора, американские снегоходы достаточно существенно развились к началу Второй мировой войны. Одним из таких примеров можно считать Eliason/FWD Motor Toboggans, выпускавшихся серийно и состоявших на вооружении американской армии. Служили они на Аляске. Вместе с тем, наиболее известным американским снегоходом стала машина, история которой началась с зарубежного заказа.
Одной из особенностей недавно открывшейся выставки "Моторы Войны" является то, что основная масса представленной здесь техники на ходу. Технике этой, естественно, иногда надо двигаться. Так что появление динамического показа стало логичным шагом. Благодаря ему посетители могут увидеть экспонат в движении, а порой и проехать в нем. Последний в этом году показ стал новогодним, так что и экспонат оказался соответствующим. Речь идет о транспортной машине Cargo Carrier M29C. Изначально создававшийся как снегоход для диверсионных операций, M29C, известный также как Weasel, по факту имел куда более широкую область применения.
История появления Cargo Carrier M29 сама по себе нетривиальная. Началось всё с англичан, а именно Джеффри Пайка, который продвигал идею диверсионных отрядов. Они должны были действовать на территории Норвегии, где немцы запустили программу получения тяжелой воды для своего атомного проекта. Для столь специфичных задач понадобились и специфичные транспортные средства. Таковыми виделись двухместные боевые машины, способные быстро передвигаться по снегу. Поначалу Пайк думал о шнекоходах, но далее командованию Объединенного Оперативного Штаба стало ясно - надо обращаться в Канаду и США. В случае с канадской стороной получилось как раз то, что и хотели. Речь идет об Aroured Smowmobile Mk.I, правда, серия состоялась уже в 1944 году. По этой причине машина едва повоевала, да и то, в Италии. А вот с американцами история развивалась куда интереснее.
Английская сторона обратилась к американцам за помощью в начале 1942 года. Далее, в апреле 1942 года, американский Департамент Вооружений разослал спецификацию на "снежный транспортер" в ряд компаний. По факту единственной стороной, которая отнеслась серьёзно к столь специфичному заданию, стала Studebaker. Объяснялось это тем, что компания из Саут-Бенда пролетела мимо основных контрактов (грузовик US6 армии оказался неинтересен, основной заказ - это ленд-лиз). Поэтому Studebaker лезла во все авантюры, создав целую серию неординарных машин. Хорошая мотивация принесла свои плоды: уже в июне 1942 года на испытания вышли четыре опытных образца Cargo Carrier T15. То самое, что хотели англичане: двухместная гусеничная машина, способная уверенно передвигаться по снегу. Во всё том же 1942 году началось производство этой машины. Часть из них ушла англичанам и канадцам, но основная масса T15, позже стандартизированных как Cargo Carrier M28, оказалась в американской армии.
Еще на этапе испытаний T15 американские военные проявили к машине повышенный интерес. Они сразу поняли, какой потенциал у детища Studebaker, посему основная часть из выпущенных T15 ушла в американскую армию. При этом почти с самого начала возможности машины выглядели шире, чем требовал английский заказчик. Высокая удельная мощность навела на мысль, что машину можно использовать как тягач санного прицепа. Таковой вскоре разработали. Больше того, уже летом 1942 года американские военные разработали спецификацию аналогичной Cargo Carrier T15 машины. Она предполагалась 4-местной, поскольку возить 2 человек - это какая-то ерунда. Удалось это благодаря тому, что мотор размещался не в корме машины, а впереди, справа от водителя. Переработали и подвеску.
Вышедший в августе 1942 года на испытания опытный образец получил обозначение Carrier, Light Cargo, T24. Штатно за T24 можно было цеплять лыжный прицеп М14А1, но при желании за транспортер можно было зацепить обычный автомобильный прицеп или даже противотанковую пушку. В серию машину запустили с 1943 года, при этом индекс T24 несло всего 1002 машины. Во всё том же 1943 году машину стандартизировали как Carrier, Cargo, M29. Так обозначалось еще 2474 Т24, выпущенных в 1943-44 годах. Самое интересное, что это уже был не снегоход. Испытания показали, что M29 хорошо идет не только по снегу, но и по проселку, и по мягким грунтам, включая болота. Так он стал снегоболотоходом.
Дальше больше. Появившаяся в 1944 году версия M29C отличалась тем, что спереди и сзади могли прикручиваться поплавки, после чего, напомню, снегоход мог плавать. Причем на заднем поплавке крепилась пара рулей, которые можно было поднять при движении по суше. Варианты применения машины стремительно росли, как и объемы серийного производства: до конца 1945 года было выпущено 10647 машин версии M29C. Всего же Studebaker изготовила 15892 транспортера всех вариантов. В таких объемах снегоходы более не делал никто. Вот только чистым снегоходом, как уже говорилось выше, машина уже не была. Вторая мировая война для этой машины закончилась вообще на Окинаве. А последние боевые действия и вовсе происходили сильно после войны, в джунглях Вьетнама. Что же касается последней страны, которая сняла M29 с вооружения, стала внезапно Норвегия. Случилось это в 2000 году. Ныне M29 является относительно частой машиной на различных мероприятиях, но при этом знают ее не все.
Об истории "Визелей" следует рассказать отдельно, больше того, там реально сериал, ибо каких только вариаций на тему не существовало. Даже минный тральщик. Сейчас же стоит поговорить о той машине, которая находится на выставке "Моторы Войны". Это M29C в базовом исполнении, причем реставрация проводилась минимальная. Как не странно это прозвучит, но машина почти новая. Да-да, она находилась на консервации, поэтому сохранилась почти в неизменном виде. Экземпляр в полностью рабочем состоянии, как могли заметить те, кто пришел на динамический показ. Соответственно, можно было заглянуть и внутрь. Еще такая возможность будет, ну а пока немного поговорим о машине. Как уже говорилось ранее, у M29 мотор перенесли вперед-вправо, при этом габариты почти не менялись. Водителю теснее не стало, сидит он вполне удобно.
За счет перекомпоновки сзади образовалось место для троих человек. На самом деле больше. Трое тут просто штатно сидят, а так можно демонтировать сиденья и сделать грузовую платформу, например. Как машина снабжения M29 использовалась довольно часто. Если стоять, то тут можно набиться весьма плотно. Также были варианты, когда сверху крепили носилки для раненых, порой аж в два слоя. В этом заключалась принципиальная разница между M29 и похожими по назначению машинами. Область применения оказывалась не в пример шире. При этом машина была очень шустрой, небольшой по габаритам и достаточно дешевой.
Приводил машину в движение 6-цилиндровый рядный двигатель Studebaker Model 6-170 Champion объемом 2,7 литра. Взят он был с легкового автомобиля Studebaker Champion, при этом мотор дефорсировали до 70 лошадиных сил. Для машины, чья пустая масса составляла 1724 кг, а полная 2393 кг, такой мощности было более чем достаточно. Мотор получился весьма компактным, при этом его можно обслуживать, не вылезая из машины. С точки зрения эксплуатации очень полезная вещь. Скорость машины очень приличная - до 58 км/ч, причем она так носится и по грунту, и по плотному снегу.
Весьма оригинально выглядит и ходовая часть машины. Studebaker не пошел на поводу Департамента Вооружений и создал собственную конструкцию, не имеющую прямых аналогов. Изначальная ходовая часть, которую разработали для T15/M28, имела 4 опорных катка на борт, а также размещение трансмиссии впереди. Кроме того, на T15 использовались продольные рессоры на каждой паре опорных катков. Такая система оказалась не особо удачной, поэтому на T24/M29 создали новую ходовую часть. Трансмиссия сзади, число опорных катков увеличено до 8 на борт, подвеска принципиально другая.
Надо сказать, что опорные катки малого диаметра обычно не приветствуются для скоростных гусеничных машин. Но в данном случае они вполне сработали. Сработала и подвеска, более характерная для легковых автомобилей, чем для гусеничных машин. Studebaker взял столь любимые Генри Фордом поперечные рессоры. Всего их было 4 штуки, по 1 на каждую пару опорных катков слева и справа. Оригинальными получились и траки. Studebaker отказался от резинотканевых гусеничных лент и создал свою конструкцию. Получились вполне "зубастые" траки, которые одинаково хорошо работали по разному типу поверхностей. Наличие резиновых подушек позволяет ездить и по обычной дороге. Всё это и стало причиной, почему Weasel стал универсальной машиной. Одним словом Департамент Вооружений обратился со своим заказом точно по адресу. Даже не осознавая, насколько полезная машина получится по финалу.
Кто еще захочет увидеть M29C на ходу, тот такую возможность еще не потерял. В следующий раз машину будут показывать во вторник, 4 января. Как обычно, динамический показ на выставке проводится в 12:00, на январь уже есть некоторые планы. Их периодически можно видеть на страничке "Моторов Войны". Сама выставка работает со вторника по воскресенье, в будние дни режим работы с 11:00 до 20:00, а в выходные с 11:00 до 19:00. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, д.9, строение 2, для входа необходим QR-код. Выставка не работает с 31 декабря по 3 января, а также 7 января.
С наступающим Новым Годом!
Другие материалы по американским гусеничным транспортерам и аналогичным спецмашинам: