Найти тему

Zuk – легкий польский грузопассажирский транспорт

Всем привет!

После окончания Второй Мировой войны в Европе стали набирать популярность легкие грузовики и микроавтобусы. Я уже писал на канале о культовом Volkswagen T1, который полюбился многим и в Европе, и в Америке. Но для условий СССР такая машина оказалась непригодной. Своего же подобного транспорта в нашей стране было мало, поэтому в СССР часто поставлялся легкий грузопассажирский транспорт из дружественной Польши. Один из таких – Zuk, о котором я сегодня и расскажу.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

История появления нашего героя неоднозначна. В 1950 г. началось производство грузовика Люблин-51 – лицензионной копии ГАЗ-51, о котором я писал здесь. Но в большинстве своем польские машиностроители просто копировали советский грузовик, из-за чего в нем выявили немало недостатков. В конце концов в 1959 г. производство этого грузовика свернули. В то же время в Польше выпускалась своя версия «Победы» ГАЗ-М20 под именем Варшава, продержавшаяся на конвейере 22 года и постоянно впитывавшая в себя немало изменений в конструкцию. Тогда же поляки поняли, что не стоит просто копировать автомобиль по образу и подобию, а делать нечто свое.

В то же время в Европе все большую популярность набирали легкие грузовики и микроавтобусы, и тогда польские конструкторы, взяв за основу автомобиль «Варшава», разработали собственный грузопассажирский транспорт, получивший обозначение Zuk и вошедший в серию в 1959 г.

Первые автомобили этой марки отличались немного «надутым» передком:

Источник фото: auto.vercity.ru
Источник фото: auto.vercity.ru

Лишь в 1975 г. машине сделали «подтяжку лица», в результате чего появился уже более привычный Zuk, получивший распространение в СССР. Кстати, в переводе с польского название модели означает «жук», именно так и стали в обиходе называть машину.

«Жук» сзади. Источник фото: drive2.ru
«Жук» сзади. Источник фото: drive2.ru

В салоне машины только нужный минимум: несколько приборов, тяжелый руль и рычаг 3-ступенчатой коробки передач. Из удобств лишь регулировки сидений по расстоянию до руля.

Салон «Жука». Источник фото: drive2.ru
Салон «Жука». Источник фото: drive2.ru

Спереди между сидениями торчал капот, под которым скрывался двигатель объемом 2,12 л и мощностью 70 л.с. Интересно, что он вел родословную от того, что стоял на советской «Победе».

У «Жука» по сути существовало три модификации. На его базе изготавливались пикапы:

Источник фото: commons.wikimedia.org
Источник фото: commons.wikimedia.org

Фургоны:

Источник фото: liveinternet.ru
Источник фото: liveinternet.ru

И грузопассажирские кузова, или, как сегодня принято называть, комби:

-7

Машина известна своим долголетием: последний «Жук» был выпущен аж в 1998 г.! Но при этом автомобиль ни разу не модернизировался, и уже 80х гг. он считался устаревшим. Тем не менее, из-за дефицита легкого грузового и пассажирского транспорта он продолжал использоваться в странах бывшего Советского Союза, помогая коммерсантам ровно до тех пор, пока их окончательно не вытеснили современные ГАЗели, японские грузовики и европейские фургоны.

Сегодня «Жук» - большая редкость в нашей стране. Одни еще остаются на периферии:

-8

Другие содержатся в музеях:

-9

«Жук» - легкий польский грузопассажирский автомобиль, не отличавшийся техническими характеристиками, но нашедший себе место под солнцем в Восточной Европе и СССР. Он, несмотря то, что его полюбили далеко не все, сыграл свою роль в экономике нашей страны, за что сегодня его стараются сохранить.

Остались ли такие машины в ваших городах или поселках? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!