Найти в Дзене

Ступени к прекрасному. На выставке в Митрополичьих палатах

Как известно, искусство требует преклонения. В этом лишний раз довелось убедиться на выставке в ярославских Митрополичьих палатах.

В залы вела крутая лестница, проложенная в 3-х метровой толще стены. Спускаться по отвесным ступеням приходилось отчасти боком, ступая с предельной осторожностью.

Лестница в каменной стене
Лестница в каменной стене

А перед входом в святыню искусства потребовалось отвесить низкий земной поклон, дабы не стукнуться лбом о кирпичную притолоку.

Вход в палаты
Вход в палаты

Зато одолевшего сии тернии и теснины ожидала награда: впереди открывались палаты, подобные сокровищнице!

Под сводами Митрополичьих палат
Под сводами Митрополичьих палат

Собственно, выставочная экспозиция Ярославского художественного музея посвящалась русскому интерьеру: усадебному, салонному, городскому. По замыслу организаторов, каждый посетитель был вправе выбрать себе главного героя – из показанных предметов убранства, мебели, посуды…

Один из выставочных стендов
Один из выставочных стендов

На наш взгляд, наибольшее внимание привлекали фарфоровые вазы. Изделия различных мануфактур, как отечественных, так и зарубежных, были исполнены с высоким мастерством и неповторимым своеобразием. Они ярко воплощали художественные идеалы своего времени. Некоторые из них были настолько хороши, что трудно было оторваться:

Ваза для фруктов в стиле модерн с изображением листьев и ягод ежевики. Западная Европа, рубеж 19-20 вв., майолика, рельеф, роспись подглазурная

-5

Ваза с орнаментом в виде хризантем. Япония(?), нач. 20 в., керамика, рельеф, роспись

-6

Ваза, декорированная лепными цветами, Франция, завод Жакоба Пети (France, Jacob Petit), вторая половина 19 века, фарфор, рельеф, лепка, роспись надглазурная, отводка золотом

-7

Среда обитания этих ваз была представлена на картинах:

Луиджи Премацци. Комната художника. 1854-1855

-8

Гроте (Grothe). Комната военного инженера. 1853

-9

Ваза амфоровидная, охристо-бирюзовая с рельефным декором и ручками-рокайлями. Австрия, фабрика братьев Шутц («Schutz Cilli»). Рубеж 19-20 вв. Фаянс, рельеф, роспись подглазурная

-10

Ваза с цветочным декором и росписью в виде насекомых. Германия, фабрика Валлендорф, конец 18 – начало 19 вв., фарфор, роспись подглазурная

-11

Ваза с росписью кобальтом в виде скачущих лошадей. Япония, первая половина 20 в., фарфор, роспись подглазурная

-12

Ваза каплевидная, с рельефным декором в виде цветов и рокайлей, с полихромной росписью в виде птиц в резервах. Германия (?), начало 20 века. Фарфор, рельеф, лепка, роспись надглазурная

-13

Корзина для фруктов с ажурным туловом, кобальтовым декором. Германия, мануфактура Мейсен, 19 век, фарфор, рельеф, роспись подглазурная

-14

Ваза для цветов с рельефным изображением побегов бамбука и росписью в виде цветов сливы. Япония, мастерские Арита, первая половина 20 века. Фарфор, рельеф, роспись подглазурная

-15

Ваза амфоровидная с синим туловом, резервами в виде «турецкого боба», ручками в виде крылатых маскаронов. Россия (?), первая половина 20 в., фарфор, рельеф, роспись надглазурная, золочение, цировка

-16

Ваза амфоровидная с изображением жанровой сцены и ручками в виде маскаронов. Россия, завод Ф.Я. Гарднера, 1830-1840 гг. Фарфор, рельеф, роспись надглазурная, золочение, цировка

-17

Воспроизведена гравюра К.И. Кольмана «Деревенский праздник» из серии «Виды русской деревни»

Деревенский праздник. Литография по рисунку К.И. Кольмана из издания Souvenirs de St.-Petersbourg Александра Плюшара, СПб, 1825 http://900igr.net/kartinka/istorija/stanovlenie-krepostnogo-prava-v-rossii-80708/rossija-xv-xvi-veka-gosudarstvo-bednoe-zemledelcheskoe-kotoroe-4.html
Деревенский праздник. Литография по рисунку К.И. Кольмана из издания Souvenirs de St.-Petersbourg Александра Плюшара, СПб, 1825 http://900igr.net/kartinka/istorija/stanovlenie-krepostnogo-prava-v-rossii-80708/rossija-xv-xvi-veka-gosudarstvo-bednoe-zemledelcheskoe-kotoroe-4.html

Тема фарфора нашла отражение в произведениях живописи:

Детерс Эмма Владимировна. Парадная спальня в имении графа Орлова «Отрада», 1917 г.

-19

Несомненно, графы Орловы любили фарфор: на зеркальном комоде стоят типичные мейсенские вазы-ароматницы (pot-pourri), инкрустированные цветами.

Увы, дворец в подмосковной Отраде, благополучно переживший события 1917-го года, не смог пережить «лихие 90-е». Сейчас он представляет собой остов, зияющий пустыми провалами окон.

-20

Но, чтобы не завершать рассказ на грустной ноте – покажу фарфоровый предмет с декором наподобие праздничного новогоднего салюта:

Чайник заварочный, Франция (?), последняя треть 19 века, фарфор, золочение, роспись полихромная

-21