Как известно, искусство требует преклонения. В этом лишний раз довелось убедиться на выставке в ярославских Митрополичьих палатах.
В залы вела крутая лестница, проложенная в 3-х метровой толще стены. Спускаться по отвесным ступеням приходилось отчасти боком, ступая с предельной осторожностью.
А перед входом в святыню искусства потребовалось отвесить низкий земной поклон, дабы не стукнуться лбом о кирпичную притолоку.
Зато одолевшего сии тернии и теснины ожидала награда: впереди открывались палаты, подобные сокровищнице!
Собственно, выставочная экспозиция Ярославского художественного музея посвящалась русскому интерьеру: усадебному, салонному, городскому. По замыслу организаторов, каждый посетитель был вправе выбрать себе главного героя – из показанных предметов убранства, мебели, посуды…
На наш взгляд, наибольшее внимание привлекали фарфоровые вазы. Изделия различных мануфактур, как отечественных, так и зарубежных, были исполнены с высоким мастерством и неповторимым своеобразием. Они ярко воплощали художественные идеалы своего времени. Некоторые из них были настолько хороши, что трудно было оторваться:
Ваза для фруктов в стиле модерн с изображением листьев и ягод ежевики. Западная Европа, рубеж 19-20 вв., майолика, рельеф, роспись подглазурная
Ваза с орнаментом в виде хризантем. Япония(?), нач. 20 в., керамика, рельеф, роспись
Ваза, декорированная лепными цветами, Франция, завод Жакоба Пети (France, Jacob Petit), вторая половина 19 века, фарфор, рельеф, лепка, роспись надглазурная, отводка золотом
Среда обитания этих ваз была представлена на картинах:
Луиджи Премацци. Комната художника. 1854-1855
Гроте (Grothe). Комната военного инженера. 1853
Ваза амфоровидная, охристо-бирюзовая с рельефным декором и ручками-рокайлями. Австрия, фабрика братьев Шутц («Schutz Cilli»). Рубеж 19-20 вв. Фаянс, рельеф, роспись подглазурная
Ваза с цветочным декором и росписью в виде насекомых. Германия, фабрика Валлендорф, конец 18 – начало 19 вв., фарфор, роспись подглазурная
Ваза с росписью кобальтом в виде скачущих лошадей. Япония, первая половина 20 в., фарфор, роспись подглазурная
Ваза каплевидная, с рельефным декором в виде цветов и рокайлей, с полихромной росписью в виде птиц в резервах. Германия (?), начало 20 века. Фарфор, рельеф, лепка, роспись надглазурная
Корзина для фруктов с ажурным туловом, кобальтовым декором. Германия, мануфактура Мейсен, 19 век, фарфор, рельеф, роспись подглазурная
Ваза для цветов с рельефным изображением побегов бамбука и росписью в виде цветов сливы. Япония, мастерские Арита, первая половина 20 века. Фарфор, рельеф, роспись подглазурная
Ваза амфоровидная с синим туловом, резервами в виде «турецкого боба», ручками в виде крылатых маскаронов. Россия (?), первая половина 20 в., фарфор, рельеф, роспись надглазурная, золочение, цировка
Ваза амфоровидная с изображением жанровой сцены и ручками в виде маскаронов. Россия, завод Ф.Я. Гарднера, 1830-1840 гг. Фарфор, рельеф, роспись надглазурная, золочение, цировка
Воспроизведена гравюра К.И. Кольмана «Деревенский праздник» из серии «Виды русской деревни»
Тема фарфора нашла отражение в произведениях живописи:
Детерс Эмма Владимировна. Парадная спальня в имении графа Орлова «Отрада», 1917 г.
Несомненно, графы Орловы любили фарфор: на зеркальном комоде стоят типичные мейсенские вазы-ароматницы (pot-pourri), инкрустированные цветами.
Увы, дворец в подмосковной Отраде, благополучно переживший события 1917-го года, не смог пережить «лихие 90-е». Сейчас он представляет собой остов, зияющий пустыми провалами окон.
Но, чтобы не завершать рассказ на грустной ноте – покажу фарфоровый предмет с декором наподобие праздничного новогоднего салюта:
Чайник заварочный, Франция (?), последняя треть 19 века, фарфор, золочение, роспись полихромная