После неуверенной победы японцев при Ялу все уцелевшие корабли Бэйянского флота, принимавшие участие в сражении, укрылись в Порт-Артуре. Хотя ремонт повреждений велся несколько вяло, но уже через месяц боеспособность эскадры была практически восстановлена, исключение составлял лишь крейсер "Лай Юань".
С падением Талиена укрывшийся в бухте Порт-Артура китайский флот оказался в западне. От Люйшуня японскую армию отделял лишь один переход, а иллюзий по поводу способности цинской армии удерживать крепость практически ни у кого не было.
Десять лет спустя в аналогичной ситуации русское командование примет решение оборонять город. Впрочем, не будем выдавать нужду за добродетель: альтернативы у Стесселя и Алексеева не было. А вот у китайцев – была.
Высадка японских войск в Хуаюанькоу и блокада Порт-Артура с суши серьезно встревожили Ли Хунчжана. Он, вероятно, лучше всех понимал, что крепостные стены никоим образом не смогут обеспечить защиту кораблей в бухте. Считая войну уже проигранной, Ли в первую очередь видел в Бэйянском флоте не средство ведения вооруженной борьбы, а козырь на будущих переговорах; соответственно, он должен был быть сохранен. Кроме того, ведь это был его, Хунчжана, личный актив, без которого вес наместника при дворе сильно уменьшится; поэтому Ли был против оставления Бэйянского флота в Порт-Артуре. Еще меньше ему хотелось, чтобы корабли предпринимали какие-либо действия для защиты крепости. Хунчжан считал, что флот следует по возможности скорее эвакуировать в относительно безопасную вспомогательную базу Вэйхайвэй на полуострове Шаньдун.
Настроение Хунчжана во многом разделял и адмирал Дин Жучан, хотя причины для этого имел иные. Его беспокоила некомпетентность и трусость сухопутного командования, вместо подготовки крепости к обороне употреблявшего всю свою энергию на организацию эвакуации себя, любимых, и своих домочадцев. В дошедших до нас документах прямо указывается на снижение дисциплины среди солдат, общий хаос и неспособность китайского командования навести в гарнизоне порядок.
Дин знал о ненадежности гарнизона. Видя окружающий бардак и падение боевого духа, он решил не рисковать, и поддержал предложение Хунчжана как можно быстрее эвакуировать флот в Вэйхайвэй, где имелась отличная ремонтная база и склады. Опираясь на Вэйхайвэй, флот мог действовать на коммуникациях японцев.
Когда японцы начали высадку десанта в Хуаюанькоу, при цинском дворе ожидали активного противодействия со стороны Бэйянского флота; тот, однако, и бровью не повел. Пекин несколько иначе представлял себе ведение войны. 3 ноября 1894 года Хунчжан получил грозную телеграмму: «немедленно отправить эскадру для обстрела места высадки противника у Хуаюанькоу». Попытка Ли доказать, что приказ невыполним, привела к отправке в Артур правительственной комиссии, в которую включили пользующегося императорским доверием майора фон Ханнекена, и Ху Тифана, авторитетного в морских вопросах чиновника из провинции Цзянси.
Покуда комиссия не добралась до Артура, Хунчжан с Жучаном быстренько организовали переход флота в Вэйхайвэй – благо, японцы не удосужились даже выставить наблюдение за выходом из гавани (эту ошибку в русско-японскую войну они уже не повторят).
Вечером 7 ноября броненосцы Динъюань и Чжэньюань, крейсеры Пинъюань, Лайюань, Цзинъюань и Циюань, канонерки Гуанпин, Чэньнань, Чэньпьен и шесть торпедных катеров покинули Порт-Артур и направились к Дагу, куда и прибыли 10 ноября.
Корабли как раз выходили из гавани, когда прибыли фон Ханнекен и Ху Тифан. Произошло бурное обяснение, по итогам которого фон Ханнекен был вынужден признать решение адмирала Дина Жучана правильным. Бэйянский флот не был готов к наступательным действиям против японцев, и было целесообразно развернуть его в Вэйхайвее, где он мог быть пополнен и отремонтирован.
Таким образом, приказ императора был отменен, и военные корабли Бэйянского флота, вместо того, чтобы атаковать японцев в Хуаюанькоу, после бункеровки и пополнения запасов были официально переведены в Вэйхайвэй, куда благополучно и прибыли 14 ноября.
О том, что Бэйянский флот улизнул у них из-под носа, японцы узнали 8 ноября, когда крейсера "Иосино" и "Такачихо" проникшие на внутренний рейд Порт-Артура, обнаружили, что крупных кораблей на нем нет. Это был крайне неприятный сюрприз. Считалось, что поврежденные при Ялу китайские корабли не могут быть отремонтированы раньше конца ноября. Доверившись этой информации, вице-адмирал Ито не сделал ровным счетом ничего для блокады Порт-Артура, полностью сосредоточившись на поддержке десантной операции. Таким образом, шанс завершить кампанию в 1894 году был упущен.
Несколько смягчает вину Ито то, что он выполнял прямой приказ военного министра Нире Кагенори, требовавшего обеспечить безопасное десантирование войск Второй армии.
Неделю спустя вражеская эскадра обнаружилась в Вэйхайвэе.
Осознав свою ошибку, вице-адмирал Ито рванул туда с главными силами, всячески демонстрируя противнику свою готовность к новому генеральному сражению. Увы для него – Дин Жучан, получивший строжайшие инструкции от Ли Хунчжана, на провокации не повелся.
Поскольку Ито вновь никого не отрядил для наблюдения за выходом с порт-артурского рейда, остававшиеся там восемь китайских торпедных катеров преспокойно покинули гавань, вывозя многих китайских чиновников вместе с их семьями. Сдав пассажиров в Чифу, они позже благополучно прибыли в Вэйхайвэй.
Потеряв двое суток и спалив массу угля у Вэйхайвэя, Ито был вынужден 18 ноября вернуться в Талиен для участия в предстоящем штурме Порт-Артура; сторожить Бэйянский флот остались лишь крейсера Летучей эскадры...
19 ноября, когда Летучая эскадра отошла за пределы прямой видимости, китайцы не придумали ничего лучше, чем послать в разведку броненосец "Чжэньюань", и… посадить его на камни у самого входа в гавань близ скалистых берегов острова Хуан. Корабль капитально разворотил себе днище (6-метровая сквозная пробоина в районе машинного отделения), таким образом, одна из двух самых мощных китайских боевых единиц оказалась выведена из строя – как позже выяснилось, вплоть до самого падения Вэйхайвэя. Согласно китайским источникам, авария произошла, когда судно пыталось уклониться от плавучей мины. Командир корабля Лин Тайцзен, ответственный за катастрофу, покончил с собой, приняв сверхдозу опиума, и был заменен капитаном Янь Юнлином…
#японо-китайская война
#1894 г
#Xix век
#война на море
#флот
#япония
#китай
#военная история
#дальний восток
#история китая
Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала
Помочь развитию канала:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6