Найти тему
АвТОгус

Мифы о войне навязанные кинематографом. Причем не только отечественным, но и западным.

Первое это конечно же униформа. Если посмотреть фильм "Подвиг разведчика"с Павлом Кадочниковым в главной роли, а напомню он был снят в далеком 1947 году режиссером Борисом Барнетом, то с формой у гитлеровцев все нормально. Она скорее всего, хоть фильм и черно-белый, стандартного серого цвета. Ни каких вызывающих черных цветов, кричащих красных повязок на рукавах. Вот интересные факты о картине.

"Подвиг разведчика" Киевская киностудия 1947 год
"Подвиг разведчика" Киевская киностудия 1947 год

В фильме "Вдали от Родины"1960 года, режиссер Алексей Швачко, все офицеры одеты так же в стандартную серую форму. Нет и намека на радикально черный цвет.

"Вдали от Родины" киностудия имели Александра Довженко 1960 год
"Вдали от Родины" киностудия имели Александра Довженко 1960 год

Но вот в 1968 годы на экраны выходит лента "#щит и меч " Владимира Басова. Фильм замечательный очень живой и интересный, но именно в нем мы впервые видим на героях форму черного цвета. Причем в нее одеты все. И дебютировавший в кино Олег Янковский(Генрих Шварцкопф) и Станислав Любшин(Йоганн Вайс) и даже Алла Демидова(Ангелика Бюхер).

А в 1973 году появляется сериал "#Семнадцать мгновений весны", режиссер Татьяна Лиознова. Еще более выдающийся актерский состав, великолепный сценарий еще больше формы черного цвета.

Про западные фильмы я даже вспоминать не буду. Там подобных ошибок еще больше.

Так почему же первые два фильма могут претендовать на историческую правду(причем не полную. Чуть ниже я расскажу почему), я имею ввиду именно одежду, а два последних нет? Начнем с того, что в 1930 году Генрих Гиммлер вводит новую черную форму для подразделений СС (Schwarzer Dienstanzug der SS). После того как в Веймарской республике были запрещены все полувоенные формирования пришлось придумывать новый образец одежды. Причем к ее созданию Hugo Boss не имел никакого отношения. Дело в том, что разработали ее два офицера СС. Они же придумали и эмблемы в виде двух стрелок. Ну придумали наверное сказано не верно, дело все в том, что форму именно черного цвета носили прусские гусары (Totenkopfhusaren) а два "дизайнера" просто подогнали ее под современные реалии. И в 1933 году, буквально за год до "Ночи длинных ножей" когда подразделения СС расправились с конкурентами из СА(те носили коричневую форму) ношение черной одежды стало обязательным для всех сотрудников организации, причем в независимости от чинов.

"Подвиг разведчика" Киевская киностудия 1947 год
"Подвиг разведчика" Киевская киностудия 1947 год

Но вот еще один факт. С 1 сентября 1939 года с началом Второй мировой войны ношение черной формы стало необязательным. Подразделения принимавшие участие в военных действиях Waffen SS стали надевать форму защитного цвета, а общие подразделения Allgemeine SS получили мундиры серого цвета. Теперь почему в фильмах "Подвиг разведчика" и "Вдали от Родины" есть ошибки? Если посмотреть на орла, то он располагается на правой стороне кителя над карманом. Но у подразделений СС он был нашит на левом рукаве, а на груди его располагали только для формы подразделений регулярной армии Вермахта.

"Щит и меч" киностудия Мосфильм 1968
"Щит и меч" киностудия Мосфильм 1968

Что касается одежды для женщин, то для них была особенная форма. Черный берет с орлом, серый жакет и серая же юбка. При этом полагалось носить туфли, а не армейские сапоги. Теперь для особенно одаренных коммутаторов! Специально поясню. Женщины служить в СС не могли, по определению. Они были заняты только в охране женских лагерей смерти. Так, что фройлен Ангелика, на фото выше, ну никак не могла носить звание майора.

"Семнадцать мгновений весны" киностудия имени Горького
"Семнадцать мгновений весны" киностудия имени Горького

Единственный раз советский разведчик Исаев идя на прием к Гиммлеру был одет верно. В серый мундир. При этом даже орел нашит правильно, как и требовал устав, он расположен на левом рукаве. Кстати уже в 1944 году черная форма была и вовсе отменена. Так что ни Мюллер, ни Шелленберг, ни #Штирлиц и вообще никто носить ее не мог.

Нет, понять почему именно черный цвет стал доминирующим в кинематографе можно. Таким образом режиссеры пытались поделить " "плохих" и "хороших". И именно поэтому все чиновники виноватые в смертях миллионов людей стали выглядеть еще более мрачно.

С одеждой разобрались. Пошли дальше. Все отечественные фильмы рисуют нам образ немецкого солдата с браво подвернутыми рукавами и со "шмайсером" наперевес. По поводу оружия. К инженеру Хуго Шмайсеру пистолет-пулемет МР 38 и МР 40 имели не самое прямое отношение. Да, другой инженер Генрих Фольмер использовал некоторые наработки Шмайсера от оружия МР 36. Но непосредственного участия в создании сам Шмайссер не принимал. И выдавался он лишь водителям, танкистам и младшему офицерскому составу пехотных подразделений. Кстати стрелять, что называется "от бедра" из МР было нельзя.

МР 38/МР 40 фотография сайта Музей оружия
МР 38/МР 40 фотография сайта Музей оружия

А вот основным оружием армии был вовсе не пистолет-пулемет, а обычная винтовка Mauser 98K. Она превосходила нашу "мосинку" по скорострельности, была короче и меньше весила. Но при этом дальность и останавливающая способность у нее была ниже.

Mauser 98K фотография сайта Стрелковое оружие и боеприпасы
Mauser 98K фотография сайта Стрелковое оружие и боеприпасы

Десантники имели на вооружении и МР, и полуавтоматическое оружие FG 42. Достаточно надежная техника калибра 7,92. Снайперы работали с винтовкой Gewehr 43

Ну и наконец еще один миф. Танки. Если посмотреть любой фильм, то сложится впечатление, что вермахт с первых дней #войны повсеместно использовал танки Тигр. Но их и выпустили всего-то в количестве 1349 штук. Так еще и первое боевое применение произошло лишь в 1942 году. Эти тяжелые машины использовались в операции под станцией Мга под Ленинградом. Причем большую часть техники тогда потеряли. А один целый #танк был захвачен #РККА и доставлен в Москву. То же самое можно сказать и про танк Пантера. Их было выпущено 5595 штук да и появилась в вермахте и войсках СС лишь на #Курской дуге то есть в 1943 году. Кстати всего с 1939 по 1945 промышленность Германии произвела лишь 75 тысяч танков, в то время как СССР более 145 тысяч. Да, и вновь по поводу формы. Танкисты не носили черные комбинезоны. Их одевали в форму защитного цвета. И на голове, по крайней мере в первые годы войны они носили береты, кепи появились лишь в 1941.

Откуда такое количество черной формы в отечественном и зарубежном кинематографе? Начнем с того, что с 1942 года часть комплектов одежды поступило на оккупированные территории. В нее предполагалось переодеть отряды полиции. Правда без характерных отличительных знаков. Вполне возможно именно эта одежда и попала в последствии на киностудии.