Genesis снова поехали в тур. Это довольно неожиданно и, честно сказать, не знаю насколько хорошо - на фотографиях видно, как сильно сдал Коллинз, сильнее многих своих одногодок. Программа концерта The Last Domino?, названного в честь песни с самого продаваемого диска группы, мультиплатинового The Invisible Touch, хорошая, ровная, напоминающая сетлист тура 2006-2007 годов, но одной программы мало, а вот как старики исполняют песни, которым в лучшем случае три десятка лет - дело другое. Тем не менее, интерес к группе снова возник, и есть повод поговорить.
Писать что-то подробное и объёмное про Genesis на дзене трудно и бессмысленно - здесь есть как минимум один канал, на котором настолько детально рассказана история группы, что даже пытаться сказать в этом жанре что-то ещё просто смешно. Играть в традиционную местную игру, которая и мне пришлась по вкусу - расставлять альбомы и песни исполнителей по ранжиру и составлять свой вневременной чарт - тоже довольно странно. Очевидно, что топ-5 займут диски классического периода, с минимальными вариациями; ну то есть существуют люди, которые всерьёз уверены, что, допустим, Trick of the Tail был лучшим, но их количество невелико.
Так что, пожалуй, я скажу просто два слова об одном интересном феномене, который связан с восприятием Genesis. Как и многие другие основоположники прогрессива, с приходом восьмидесятых они начали играть в той или иной степени другую музыку. Это совпало по времени с изменениями в "золотом" составе группы, в результате чего и родилась концепция, что на самом деле Genesis это две команды, обе хорошие, но обе разные.
С первой частью тезиса я согласен. У Genesis просто нет откровенно слабых альбомов. Мне может не нравиться звук дисков восьмидесятых с их пластиковыми ударными (никогда не понимал, зачем Коллинз, сам барабанщик и барабанщик великолепный, положил свой инструмент на алтарь моды), но каждый из них качественный и по-своему интересный. И даже на дебютнике, сыром и пропитанным шестидесятыми From Genesis to Revelation, легко можно услышать то благородное безумие, которое вывело группу на вершину.
Но вот вторая часть тезиса... С одной стороны, всё кажется логичным. В августе 1975 года уходит Питер Гэбриэл, один из основателей, основной поэт и, что самое важное, вокалист. Его место у микрофона занимает Фил Коллинз. Естественно, что всё творчество подмывает разделить на "эру Питера" и "эру Фила", как есть эры Фиша и Хогарта в Marillion, эра Оззи и эра Дио в Black Sabbath, в общем, примеров тьма. Но деление на эры хорошо, если материал отличается чем-то, кроме вокала (и кстати как раз в случае с Гэбриэлом и Коллинзом разница в вокале не столь значительна, как, скажем, в случае с Дио, заменившим Осборна).
А вот материал... Ну то есть конечно если встык послушать Nursery Cryme и уже помянутый Invisible Touch, то разницу не услышит только глухой. Но если проходить все пластинки последовательно, то внезапно окажется, что определить момент "опопсения" невозможно! И это точно не уход Гэбриэла. Сам Питер держался около своих прогрессивных корней буквально один диск, дебютник, а затем углубился в производство качественной поп-музыки куда глубже бывших коллег. Скажем, одновременно с Invisible Touch в 1986 году у него вышел So, отличный диск умной и взрослой попсы. И кстати, обратите внимание, вообще говоря основы для той музыки, которую и Гэбриэл и Genesis делали в восьмидесятые на самом деле заложены ещё на эпичном The Lamb Lies Down on Broadway.
Так что нет, Гэбриэл тут не при чём. Тогда Хэккет? Тут есть доля истины, Стив единственный остался верен прогрессиву и работает в этом жанре до сих пор, дай Бог ему здоровья. Но во-первых, как я уже сказал, первые шаги ко "взрослому попу" были сделаны ещё на барашке, а во-вторых, Trick of the Tail и Wind and Wuthering демонстрируют последовательный переход к тому, что группа стала делать потом.
В самом деле, где вы проведёте черту? Trick ещё кошерен, а Wind уже неадекватен? А чем Wind принципиально отличается от And Then There Were Three, ну кроме отсутствия Хэккета, оно, конечно, ощущается - Резефорд не смог его заменить, да и кто бы смог? Да ничем. И с каждым следующим шагом попытки периодизации творчества Genesis будут разбиваться о то, что каждый следующий диск является поступательным развитием предыдущего.
И более того, они никогда и не бросали прогрессивную музыку! Возьмём всё тот же Invisible Touch, титульный трек с которого представляет собой откровенный танцевальный европоп. Но Domino - это же десятиминутный эпик, пусть и сделанный не теми методами, которые группа использовала на Foxtrot, но эпик! И элементы прогрессива были с группой всегда, вплоть до последнего диска с Уилсоном, который, впрочем, местами больше напоминал нео, но тем не менее. Лучшим образчиком верности жанру молодости мне всегда казался Home by the Sea, который и как поп-рок неплох, да ещё и снабжён второй частью, в которой главная тема всячески обсасывается.
Если резюмировать, то Genesis является уникальным случаем, когда группа продолжила писать и играть прогрессив, удачно смешивая его со "взрослой" поп-музыкой и поп-роком, и без элементов прогрессива группу не мыслила. Для чистого попа у них было сольное творчество, которое тоже успешно продавалось, но то, как они умудрялись вплетать в коммерцию достаточно комплексные элементы - достойно уважения. И то, что на концертах они продолжали играть песни из всех периодов творчества (конечно, местами в немного кастрированном виде, но представить себе сейчас исполнение Supper's Ready практически невозможно) тоже показатель того, что они никогда не расставались со своими корнями. В отличие, например, от Marillion, которые почти не исполняют песни Фиша на концертах, хотя если бы успех Kayleigh в своё время, судьба группы была бы туманна.
И сейчас в туре Genesis снова играет не только Land of Confusion, I Can't Dance и That's All, но и I Know What I Like, Carpet Crawlers и мою любимую Afterglow. Может быть, это получается у них не так здорово, как раньше, но они остаются верны себе. Хотя конечно, переслушивать целиком поздние диски меня редко тянет, и, как и всякий поклонник, несу в своём сердце музыку, которую делали пятеро талантливых парней в семидесятых. Топ-5? Легко! Wind and Wuthering, Trick of the Tail, Foxtrot, Selling England by the Pound и на первом месте Nursery Cryme. Незамысловато, но честно, я считаю. На этом позвольте распрощаться; будьте здоровы и слушайте музыку.