Найти тему
Жизнь и Чувства

Как советская власть боролась с Рождеством и ёлкой

Сразу после установления советской власти, гражданам не запрещалось использовать Рождественскую ёлку, поэтому мало кто ожидал, что Рождественскую праздничную ёлку в РСФСР ждут очень не лёгкие времена.

Вот посмотрите с каким плакатом стоят эти дети на фотографии.

Как советская власть пришла к отмене Рождества?

Тревожный звонок прозвучал 16 ноября 1917 года. Тогда в советском правительстве был поставлен вопрос о календарной реформе. Ведь несмотря на то, что с петровских времен в международных отношениях и иностранных переписках Россия пользовалась григорианским календарем, внутри страны жизнь протекала по юлианскому календарю.

24 января 1918 года Совет народных комиссаров принял Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря. Это означало, что русское Рождество смещалось с 25 декабря на 7 января, а Новый год — с 1 января на 14-е. Несмотря на то, что об отмене Рождества советское правительство не говорило ни слова, нарушение календаря воспринималось как изменение жизненного уклада с её традиционно связанными с определёнными датами православными праздниками. Совсем скоро стало ясно, что именно планирует новая власть сделать с Рождеством и ёлкой.

Уже в 1922 году в стране была проведена кампания по преобразованию праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество», или иначе говоря — в «комсвятки». Комсомольские ячейки должны были организовывать празднование «комсвяток» в первый день Рождества, то есть 25 декабря, которое было объявлено нерабочим днем. Мероприятия начинались с чтения докладов и речей, разоблачающих «экономические корни» рождественских праздников. Советская власть перешла к борьбе с Рождеством как религиозным праздником.

-2

И хотя после окончания гражданской войны, многие крестьяне продолжали привозить в города ёлки для продажи в канун Рождества, из-за ужасной экономической ситуации, покупать эти ёлки было не кому. Корней Чуковский описывает разговор с одним крестьянином, продававшим ёлки 25 декабря 1924 года:

"Хоть бы на соль заработать, уж о керосине не мечтаем! Ни у кого ни гроша; масла не видали с того Рождества..." Единственная добывающая промышленность — ёлки. Засыпали ёлками весь Ленинград, сбили цену до 15 копеек. И я заметил, что покупают ёлки главным образом маленькие, пролетарские — чтобы поставить на стол»
рисунки в газетах того времени
рисунки в газетах того времени

В конце 1924 года издание «Красная газета» с удовлетворением сообщала:

«...в этом году заметно, что рождественские предрассудки почти прекратились. На базарах почти не видно ёлок — мало становится бессознательных людей»
агитка в газетах того времени
агитка в газетах того времени

В 1925 году началась открытая борьба с религией и православными праздниками. Итогом этой борьбы стала полная отмена Рождества и запрет на рождественскую ёлку в 1929 году. Празднование Рождества и установка ёлок назывались «поповским обычаем». Рождество стало обычным рабочим днём.

плакаты того времени
плакаты того времени

В этот период казалось, что красивой традиции наряжать праздничную ёлку пришёл конец. По городам в канун Нового года ходили патрули, которые заглядывали в окна жителей, в поисках украшенных светящихся ёлок. Вместо новогодних детских утренников в школах и садах, в порядке борьбы с Рождеством и ёлкой, на Новый год стали проводить «антирождественские вечера», на которых инсценировали высмеивающие попов и церковь пьески, пели антирелигиозные сатирические куплеты, вроде «Динь-бом, динь-бом, больше в церковь не пойдём».

газеты того времени
газеты того времени

В прессе печаталось множество агиток, в которых указывалось на бессмысленность этой чуждой, буржуазной традиции. Людей призывали не рубить ёлки, чтобы беречь леса!

литература того времени, в которой резко осуждалась праздничная традиция
литература того времени, в которой резко осуждалась праздничная традиция

Сообщается, что в то время праздничная ёлка «ушла в подполье». Чтобы незаметно проносить ёлки в дома жильцы подкупали дворников. Дворники рубили ели, отделяя ветви от стволов, в мешках приносили в дома, после чего их просто «собирали», чтобы она принимала прежний облик.

-8

«Нелегальное положение праздничных ёлок» прекратилось в 1935 году.

Член политбюро ЦК ВКП Н. Постышев предложил Сталину вернуть детский праздник и праздничную ёлку для самых юных жителей страны, чтобы они могли испытывать радость. Этому можно удивиться, но предложение Постышева было удовлетворенно молниеносно. 28 декабря 1935 года, в газете «Правда» появилась статья Постышева о необходимости устроить детям новогоднюю ёлку. Уже 31 декабря на прилавках магазинов, согласно сообщениям в прессе, появился «расширенный ассортимент ёлочных украшений». Кафе, рестораны и крупные заводские столовые вновь готовились к организации ёлок в своих помещениях.

Вот так, всего за 4 дня, была возвращена дореволюционная праздничная традиция. Уже через два года можно было наблюдать подобные иллюстрации в прессе.

приглашение на первую «советскую» ёлку в Москве
приглашение на первую «советскую» ёлку в Москве

Риторика совершенно поменялась! Теперь можно было видеть фотографии и рисунки вождей, под нарядной, украшенной, праздничной ёлкой.

-10

Вот и зачем был нужен этот десятилетний период бессмысленной борьбы с праздничной ёлкой? Ведь истина в том, что каждый человек и каждая семья должны сами решать для себя: покупать им праздничную ёлку или лучше купить лыжи. Нельзя за людей решать, какие праздники и как именно им отмечать.

-11

Благодарю, что дочитали статью до конца! Скажите, а вы знали об этом десятилетнем периоде борьбы советской власти с ёлкой, или нет? Оказалась ли эта информация для вас неожиданной?