Закрыл сап-сезон я в этом году так же, как и открыл: походом по Охте от Ильинского моста. Правда, в этот раз я решил изучить ещё и притоки - Лубью и Оккервиль, а не выходить в Неву.
Итак, на улице -5, идёт снежок, а река ещё не замёрзла. Ещё пара дней - и будет готово, а пока мне удалось впервые за 40 лет жизни воочию понаблюдать за процессом ледостава: по воде уже плывёт шуга, вдоль берегов она уже тормозится о выступы и налипает друг на друга, потом замерзает - вот и корочка.
По заснеженным берегам сползать неудобно, но я даже умудрился не упасть в воду и залезть на заснеженный сап.
Почти сразу же передо мной место впадения Лубьи в Охту. Я отправляюсь вверх по течению. Люди из парка останавливаются и фоткают. Их будет ещё много, потому что диво дивное же, зимой кто-то плавает на сапе, да ещё тут!
Однако далеко уплыть нельзя, начинаются завалы
Ещё немного, и река станет непроходимой: поперёк лежит дерево, нужен обнос, а берега крутые и скользкие - думаю, ну его нафиг, разворачиваюсь.
Спускаюсь по течению обратно в Охту, прохожу под Армашёвским мостом. Снизу висят сосульки, всё, зима пришла!
Естественные берега на мгновение сменяются гранитной набережной с лестницами и причалами. По идее, отсюда до Невы Охта судоходна.
Ходившие по Охте рассказывают, что "вдоль берегов полчища бомжей". На самом деле домик бомжа только один. Летом он тоже стоял здесь. Как бомж обогревается там зимой - неясно.
Вдали виднеется жилая застройка. Это человейники на улице Лагоды. Там лет тридцать стояли заброшенные двухэтажки, теперь их снесли и построили бюджетного жилья с видом на промзону.
А я прохожу водно-моторный клуб "Охта". По сути, стоянку для маломерных судов. Живущим в этом районе удобно швартовать здесь свой катер и без пробок добираться в центр. Ну, теоретически: на самом деле в качестве транспортных средств катера в Питере практически не используются, больше для покатушек.
Ну, а передо мной Объездной мост. До 1983 года по нему ходили трамваи, никакого Ириновского проспекта в нынешнем виде не существовало.
Причём мост был только трамвайным, а машины ездили по деревянному мосту выше по течению, примерно там, откуда я фотографирую. Потом после пробивки прямой дороги Большая Пороховская - Ириновский трамваи перенесли туда, а бывший трамвайный мост стал автомобильным. Интересно, что при его строительстве в шестидесятых был оставлен задел под расширение, но он не потребовался.
Ну, а вот и Ириновский мост 1983 года.
Дальше пошёл сильный снег, а мостов ещё долго не предвидится. Впереди большой участок вдоль Максидома и Metro, тут же находится некое подобие парка. Называется Ладожский парк, но деревьев нет, только тропинки. А у меня впереди железнодорожный мост.
Снега насыпало ещё больше, уже вся сумка в снегу, а у меня подошвы примерзают к доске.
Впереди ещё один железнодорожный мост. Он больше не используется: на правом берегу Охты не осталось путей. Интересно, что железнодорожный переезд через проспект Энергетиков при этом закончили реконструировать буквально в конце ноября. Там теперь расширили дорогу с двух полос до четырёх и положили кусок рельсов из ниоткуда в никуда. Распил по-русски, в общем :) Теперь ещё надо мост расширить, чтобы деньги освоить.
Ну, а я плыву вдоль новых домов к мосту Энергетиков.
Попадаются интересные гаражи на берегу с лестницами прямо к воде.
В этом месте Охта разливается довольно широко. Но я возле Уткиной дачи поворачиваю налево в Оккервиль и гребу вверх по течению. Впереди Уткин мост. Пешеходный. Построен в 1994 году, до этого здесь был деревянный автомобильный мост. Теперь Уткин проспект заканчивается тупиком, если вы не на мотоцикле.
Тут, наверное, самая уютная часть маршрута: узкая речка, пологие берега, деревья растут. И не подумаешь, что перед тобой Заневский мост, по которому проходит шумная транспортная магистраль. С воды город открывается совершенно по-иному.
А вот и ещё один мост, ставший пешеходным. Пока Заневский мост не построили в 1975-ом, все ездили через Яблоновский. О былой ширине напоминают береговые устои.
У самого берега жилые дома, и попадается пара расчёсок. То есть, низких деревьев над водой, приходится нагибаться.
Течение усиливается, но грести можно. Впереди самый новый мост: Гранитный, построен в 2019 году.
А дальше начинается тоннель под железнодорожной насыпью у Ладожского вокзала. Внутри него горизонтальные балки, держащие обшивку, очень сильное течение, против которого уже практически не выгрести, и, насколько я отсюда вижу, завал с противоположной стороны.
Можно, конечно, перебежать с сапом через железную дорогу. Но там 8 путей, и некоторые наверняка заняты поездами. В общем, ну его нафиг. Лучше я весной вернусь с пилой и попробую пропилить завал с той стороны. А сейчас и так почти 9 км без остановки проплыл.
Так что я ищу, куда бы причалить так, чтобы не поскользнуться при сходе на берег.
Быстро переодеваюсь на берегу, остаюсь в штанах от гидрокостюма. Раздельный сухарь рулит.
Небольшая сложность: Клапан покрылся коркой льда и его не так просто открыть, надо отогревать пальцами.
Ну, и веслом соскрести корку со всей доски перед сворачиванием.
Осталось с рюкзаком на спине вскарабкаться по скользкому берегу, дойти до ближайшего каршеринга и поехать домой.
Термобелье, лыжные штаны и лыжная куртка плюс сухой гидрокостюм, на ногах зимние кроксы - и грести комфортно. Жаль, что всё уже замёрзло, так что пока я перехожу на лыжи. Увидимся!