"Завтра ложусь под нож — будет операция, и я не знаю, останусь ли жив".
Эти строки написал 35летний художник Борис Кустодиев своему другу.
В возрасте 30 лет его постигло тяжёлое заболевание спинного мозга. Острые боли в руке не давали работать. Пройдя годичный курс лечения в Германии, который не принес исцеления, ему была сделана операция. Это дало временное облегчение...
Возвратившись в Россию, Кустодиев начинает интенсивно работать. Это был период невероятного расцвета творчества.
Художник жадно впитывал образы повседневной жизни. Он хотел создать новый стиль в живописи.
На его полотнах появились русские красавицы, полные жизни, здоровья.
В его картинах не было и намека на те мучения, которые он испытывал от постоянных болей. Нет! Только радость, только упоительная здоровая жизнь смотрела с его картин.
А еще, Кустодиев был мастером театральных декораций. Ему заказывали оформление спектаклей МХТ, Большой, Мариинский театр . Он был лично знаком со Станиславским, Шаляпиным, корифеями русской живописи.
К сожалению, болезнь прогрессировала. Выехать за границу на лечение не было возможности. Шла Первая мировая. Пришлось ложиться на операцию в Петербурге. Теперь вопрос стоял более серьезный: сохранить руки художнику или ноги...
Тяжёлое решение принимала любимая жена художника, его сиделка, добрый ангел Юлия Евстафьевна Прошинская. Она подарила художнику сына и дочь, и оставалась верной помощницей до конца его дней.
После операции в 1916 году Кустодиев уже не мог ходить.
"Вот уже 13-й день, как я лежу без движения, и кажется мне, что не 13 дней, а 13 годов прошло с тех пор, как я лег. Теперь немного отдышался, а мучился и страдал очень".
Теперь весь его мир был сосредоточен в окне его комнаты и в воспоминаниях.
Сидя в своем кресле у окна с видом на синий купол церкви, он мог наблюдать свою улицу и все, что сменялось на ней, день за днем, год за годом — хвосты очередей, манифестации, как растаскивали на топливо последние деревянные дома Петроградской стороны, как ложился снег на крыши и распускалась весной зелень сквера.
Из воспоминаний Мстислава Добужинского.
Еще никогда художник так не работал. Он писал лёжа, часто не имея возможности окинуть взглядом все полотно. Однако, именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.
В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.
Картину представили на выставке общества «Мир искусства». В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи абсолютно здоровым.
Прогремела Революция.
Художник, оставаясь верным своим идеалам, принимал заказы от нового правительства.
Рисовал эскизы для оформления революционных праздников, манифестаций, агитационные плакаты.
Оформлял книги, рисовал календари, делал эскизы театральных костюмов и декораций.
Глядя из окна на гибель прежнего мира, он продолжал рисовать то, что любил, что чувствовал - безвозвратно утерянную Россию.
После операции Кустодиев прожил еще 11 лет.