«Брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божеского и человеческого права».
(с) Модестин Герений, римский юрист III в. н.э.
Представим, что мы оказались в Древнем Риме и увидели, как древнеримская жена собирается уехать на три дня к родителям. Мы бы спросили у неё о причине отъезда — неужели у них произошла семейная ссора? Римская матрона ответила бы: «Вовсе нет, у нас всё замечательно. А покидаю я супруга на эти дни как раз для того, чтобы наша семейная жизнь и дальше оставалась мирной и счастливой». Её муж, разбирающийся в законах, мог бы дополнить: «Мы всего лишь не хотим превращать наш союз sine manu в официальный брак cum manu».
Чтобы понять суть происходящего, мы бы обратились к юристу. Тот, даже не заглядывая в свитки с законами, сказал бы, что эта ситуация совершенно обычная. Сейчас эта coniuges (супружеская чета) находится в состоянии contubernium (совместное проживание), с целью concubinatus (совместное возлежание). Они не проходили nuptiae (свадебный обряд) и не получали от родителей или иных опекунов conubium (разрешение на брак). Но если они проведут вместе целый год, то станут считаться пребывающими в matrimonium iustum (законном браке).
Разумеется, такое объяснение мало что скажет современному человеку. Поэтому мы попросим рассказать — неужели двум разнополым людям в Древнем Риме достаточно просто прожить в одном доме год, чтобы официально считаться вступившими в законный брак? На что юрист ответит: «Да, именно так записано в Leges duodecim tabularum (Законах двенадцати таблиц)». Но ведь это замечательно, скажем мы. Их дети станут считаться законными, а не внебрачными, девушка уйдёт из-под тиранической власти её отца, её опекуном официально будет любящий супруг, что же в этом плохого?
Римский юрист возразит — отец девушки, даже после её ухода в дом супруга, будет обладать властью над ней. Если поведение дочери покажется ему недостойным, он может вернуть её в родной дом и подвергнуть любому наказанию, вплоть до смерти. По римским законам, для этого ему даже не нужно подавать виндикационный иск (требование о возврате законной собственности), поскольку его прав как pater familias (отца семейства) для этого вполне достаточно. Ведь став женой, эта девушка вовсе не перестала быть его дочерью, как по законам, так и по обычаям.
«А что за sine manu упоминал её муж?» — спросим мы. Юрист разъяснит, что латинское слово manu, помимо бытового значения «рука», является юридическим термином, относящимся к правам собственника. Брак sine manu (без руки) — это брак неформальный, без полных прав мужа на всё имущество, детей и саму жизнь своей жены. Право на детей означает, что вплоть до совершеннолетия ребёнка римский отец может от него отказаться и выбросить на улицу, убить или продать в рабство.
Право на жизнь супруги также не является преувеличением — муж мог не только потребовать развода по сколь угодно незначительному поводу (всё семейное имущество при этом оставалось у мужа), но и убить жену, если считал её поведение недостойным. В 18 г. до н.э. император Октавиан Август законодательно разрешил любому мужу, заставшему свою жену с любовником, немедленно убить её. Такое же право давалось и отцу неверной жены. Причём этим законом император отнюдь не поощрял семейное насилие, а ограничивал его. Ведь прежде и отец, и муж могли убить неверную супругу по одному лишь подозрению, но по новому закону для этого требовалось застать её с любовником на месте преступления.
Ну хорошо, древнеримской жене в официальном браке в самом деле тяжело, ведь к власти отца добавляется столь же суровая власть супруга. Даже если муж её искренне любит, просто знать, что он может сделать и с ней самой, и с детьми буквально что угодно, и закон его оправдает, психологически тяжело. Но почему муж помогает своей жене избегать уз брака, ему-то с этого какой интерес?
Рим был патриархальным обществом, поэтому за все поступки жены отвечал её муж. К примеру, у неё не было своей собственности, и все покупки супруги считались оплаченными её мужем. Она могла себя вести безрассудно и вульгарно (или соседи могли считать её поведение таковым), но виновата в этом была не она сама, а её супруг, который не воспитывает свою жену. К состоявшим в неформальном браке подобных претензий не было. Это просто два взрослых человека, каждый из которых сам отвечает за свои финансы и поступки. Чтобы брак и дальше продолжал считаться неофициальным, римским супругам было достаточно раз в год три дня прожить отдельно друг от друга. Поэтому многие жёны в Риме каждый год на несколько дней переезжали в дом своих родителей.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
© Булат Мамлиев