Мы не всегда осознаем, когда иллюзии вводят нас в заблуждение. Но даже если мы это осознаем и можем логически их объяснить, это не говорит о том, что мы становимся к ним невосприимчивы.
В мире, полном двусмысленности, изменчивости и неопределенности, одна из фундаментальных задач восприятия — преобразовать информацию из окружающей среды в ясную и понятную интерпретацию, которую мы будем уверенно использовать.
Хотя наше восприятие окружающего мира обычно бывает точным, всё же оно может потерпеть неудачу, введя нас в заблуждение.
Иллюзия — это явление, при котором наше субъективное впечатление не соответствует физическим свойствам воспринимаемого объекта.
Мы каждый день поддаёмся визуальным иллюзиям, хотя редко осознаем это. То, что мы думаем, что видим, — это просто выбор нашего мозга и не всегда верная интерпретация, которая создана на основе стимулов, получаемых нашим зрением.
Иллюзии имеют долгую историю, уходящую корнями в древние времена. В 350 г. до н.э. Аристотель, глядя на водопад, а затем на статичные камни, заметил, что камни начинали двигаться в направлении, противоположном потоку воды — отсюда и произошёл эффект, который мы сейчас называем «эффектом водопада».
Настоящий бум в изучении иллюзий начался в девятнадцатом веке, когда учёные, изучавшие восприятие явлений с помощью органов чувств, создали простые иллюзии, чтобы понять механизмы, лежащие в основе их восприятия нашим разумом.
Иллюзия Мюллера-Лайера
Среди множества удивительных и противоречивых визуальных иллюзий того периода была и есть иллюзия, известная как «иллюзия стрелы», созданная и описанная в 1889 году немецким психологом Франком Карлом Мюллер-Лайером. Которая по-прежнему интригует и, несмотря на многолетние исследования, с трудом поддаётся объяснению.
Если внимательно посмотреть на горизонтальные линии (без стрелок), то окажется, что они абсолютно одинаковы по длине. Одна из интерпретаций этой иллюзии заключается в том, что мозг бессознательно интерпретирует эти фигуры как трёхмерные объекты. Вместо стрелок мы видим углы, направленные к нам или от нас. Внутренние углы дают ощущение отдалённости, а внешние приближения, поэтому линия может казаться короче.
Восприятие объекта также можно объяснить двумя системами мышления:
- Система 1, которая работает быстро, автоматически, почти без усилий и лишена сознательного контроля.
- Система 2, которая требует умственных усилий, связанных с чувством свободного выбора и сознательного действия.
Подобные искажения изображения реальности нам предоставляют и другие, «обманывающие» наш мозг геометрические иллюзии, заключающиеся в ошибочной оценке расстояний, углов, направлений и форм: иллюзия Поггендорфа
и иллюзия Целльнера (параллельные линии кажутся всё ближе и ближе, в зависимости от наклона «стрелок»).
Исследование Морикавы
Эти иллюзии были использованы в эксперименте, проведённом в 2003 году японским профессором психологии Кадзунори Морикава.
Один из хорошо известных эффектов, на который указал Морикава, — это явное удлинение ног из-за купальных костюмов с высоким вырезом. Правда, перед началом эксперимента, он уточнил, что применение иллюзии Мюллера-Лайера в этом аспекте ещё не получило научного подтверждения.
Основная цель эксперимента заключалась в том, чтобы показать, что иллюзия купальника с «высоким вырезом» является разновидностью «иллюзии стрелы» Мюллера-Лайера.
Морикава предположил, что Y-образная кромка купальника, выступающая до талии, может вызвать иллюзию Мюллера-Лайера.
Иллюзия Мюллера-Лайера, основанная на переоценке или недооценке длины отрезка, является составной частью нескольких иллюзий, которые требуют интерпретации в контексте угла наклона линий, составляющих фигуру.
С большой долей вероятности можно предположить, что рынок одежды и связанная с ним мода — это область человеческого творчества, которая наилучшим образом использует визуальные иллюзии.
Используя визуальную иллюзию, созданную в 19 веке Францем Мюллер-Лайером, мы можем чувствовать себя лучше. И самое лучшее в этом то, что даже когда наш разум знает, что линии равны, наш глаз всё ещё находится в иллюзии, что одна из линий длиннее.