Найти тему
Познающий

Иллюзия Мюллера-Лайера, в которую верят многие женщины

Оглавление

Мы не всегда осознаем, когда иллюзии вводят нас в заблуждение. Но даже если мы это осознаем и можем логически их объяснить, это не говорит о том, что мы становимся к ним невосприимчивы.

В мире, полном двусмысленности, изменчивости и неопределенности, одна из фундаментальных задач восприятия — преобразовать информацию из окружающей среды в ясную и понятную интерпретацию, которую мы будем уверенно использовать.

Хотя наше восприятие окружающего мира обычно бывает точным, всё же оно может потерпеть неудачу, введя нас в заблуждение.

Иллюзия это явление, при котором наше субъективное впечатление не соответствует физическим свойствам воспринимаемого объекта.

Мы каждый день поддаёмся визуальным иллюзиям, хотя редко осознаем это. То, что мы думаем, что видим, — это просто выбор нашего мозга и не всегда верная интерпретация, которая создана на основе стимулов, получаемых нашим зрением.

Иллюзии имеют долгую историю, уходящую корнями в древние времена. В 350 г. до н.э. Аристотель, глядя на водопад, а затем на статичные камни, заметил, что камни начинали двигаться в направлении, противоположном потоку воды — отсюда и произошёл эффект, который мы сейчас называем «эффектом водопада».

Настоящий бум в изучении иллюзий начался в девятнадцатом веке, когда учёные, изучавшие восприятие явлений с помощью органов чувств, создали простые иллюзии, чтобы понять механизмы, лежащие в основе их восприятия нашим разумом.

Иллюзия Мюллера-Лайера

Среди множества удивительных и противоречивых визуальных иллюзий того периода была и есть иллюзия, известная как «иллюзия стрелы», созданная и описанная в 1889 году немецким психологом Франком Карлом Мюллер-Лайером. Которая по-прежнему интригует и, несмотря на многолетние исследования, с трудом поддаётся объяснению.

-2

Если внимательно посмотреть на горизонтальные линии (без стрелок), то окажется, что они абсолютно одинаковы по длине. Одна из интерпретаций этой иллюзии заключается в том, что мозг бессознательно интерпретирует эти фигуры как трёхмерные объекты. Вместо стрелок мы видим углы, направленные к нам или от нас. Внутренние углы дают ощущение отдалённости, а внешние приближения, поэтому линия может казаться короче.

Восприятие объекта также можно объяснить двумя системами мышления:

  • Система 1, которая работает быстро, автоматически, почти без усилий и лишена сознательного контроля.
  • Система 2, которая требует умственных усилий, связанных с чувством свободного выбора и сознательного действия.

Подобные искажения изображения реальности нам предоставляют и другие, «обманывающие» наш мозг геометрические иллюзии, заключающиеся в ошибочной оценке расстояний, углов, направлений и форм: иллюзия Поггендорфа

Демонстрация иллюзии Поггендорфа. Из-за эффекта смещения, кажется, что красная линия справа является продолжение красной линии слева.
Демонстрация иллюзии Поггендорфа. Из-за эффекта смещения, кажется, что красная линия справа является продолжение красной линии слева.

и иллюзия Целльнера (параллельные линии кажутся всё ближе и ближе, в зависимости от наклона «стрелок»).

Иллюзия Целльнера
Иллюзия Целльнера

Исследование Морикавы

Эти иллюзии были использованы в эксперименте, проведённом в 2003 году японским профессором психологии Кадзунори Морикава.

-5

Один из хорошо известных эффектов, на который указал Морикава, — это явное удлинение ног из-за купальных костюмов с высоким вырезом. Правда, перед началом эксперимента, он уточнил, что применение иллюзии Мюллера-Лайера в этом аспекте ещё не получило научного подтверждения.

Основная цель эксперимента заключалась в том, чтобы показать, что иллюзия купальника с «высоким вырезом» является разновидностью «иллюзии стрелы» Мюллера-Лайера.

Морикава предположил, что Y-образная кромка купальника, выступающая до талии, может вызвать иллюзию Мюллера-Лайера.

Иллюзия Мюллера-Лайера, основанная на переоценке или недооценке длины отрезка, является составной частью нескольких иллюзий, которые требуют интерпретации в контексте угла наклона линий, составляющих фигуру.

С большой долей вероятности можно предположить, что рынок одежды и связанная с ним мода — это область человеческого творчества, которая наилучшим образом использует визуальные иллюзии.

Используя визуальную иллюзию, созданную в 19 веке Францем Мюллер-Лайером, мы можем чувствовать себя лучше. И самое лучшее в этом то, что даже когда наш разум знает, что линии равны, наш глаз всё ещё находится в иллюзии, что одна из линий длиннее.