Как уже упоминалось на этом канале, произведения Льва Толстого оказались для развивающегося кинематографа начала XX века просто находкой. Особенно те, что относились к поздним творениям писателя и предоставляли режиссерам несложный сюжет и яркие образы для «немой» актерской игры.
Любопытно отметить, что чуть позднее, возможно под влиянием первых экранизаций Толстого, к идее написания произведений с простым сюжетом и колоритными героями специально для кино пришел Джек Лондон. Незадолго до своей смерти в 1916 году он воплотил эту идею в романе «Сердца трёх».
Первые фильмы по книгам Льва Толстого появились в последние годы жизни писателя. Александр Дранков, видный деятель зарождающегося в России кинематографа, в январе 1910 года привез в Ясную поляну фильм «Власть тьмы», поставленный по мотивам пьесы Толстого.
Интересно, что Толстой не рассматривал кинематограф как искусство. Он смотрел на него как на интересную новинку, необычное техническое средство, вроде фонографа. Смотреть экранизацию своего произведения писатель не стал.
«Власть тьмы». Немой художественный фильм. Режиссер Петр Чардынин. Первая из известных экранизаций Льва Толстого. Роль Никиты сыграл сам режиссер. Фильм вышел на экраны 14 декабря 1909 года. До сих пор считается утраченным.
С этого художественного фильма начинается популярность «русских» сюжетов в кинематографе.
Иностранные кинематографисты особенно оценили роман «Воскресение». Только за 1909 год было выпущено три экранизации. Одноименная, в США, в Дании под названием «Катюшка» и во Франции под названием «Сибирские снега». В эпоху немого кино «Воскресение» экранизировали еще трижды в Германии, Японии, США и Дании.
Заслуженным уважением пользовался и роман «Анна Каренина». Первая экранизация была выпущена в России в 1911 году. Свои киноверсии выпустили в течение нескольких лет еще 5 раз, в Германии, Венгрии и снова в России.
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война привела к необычайному патриотическому подъему в России. На этой волне в 1915 году студии Хонжонкова, Дранкова и «П.Тиман и Ф.Рейнгардт», сняли три версии экранизации романа «Война и мир».
Неоднократно экранизировали произведения «Живой труп», «Крейцерова соната», «Власть тьмы», «Холстомер», «Казаки» и многие другие значимые произведения Льва Толстого.
После революции интерес к экранизации книг Льва Толстого на какое-то время угас. В то же время на Западе вечные темы из произведений великого русского писателя оставались востребованы постоянно. Со временем в СССР также вспомнили о романах великого соотечественника.
Но вот что интересно. С появлением звукового кино интерес режиссеров сместился в сторону сложных и многогранных произведений Льва Николаевича. Все реже снимают фильмы по рассказам и повестям, но все чаще в фокусе киноделов оказываются романы «Война и мир» и «Анна Каренина», открывавшие большие возможности для творчества и стремительно совершенствующихся технических средств.
Благодарю всех, кто дочитал статью до конца. Оставляйте комментарии и выражайте свое мнение.