Найти в Дзене
Андрей Ковалев

Ранняя зима на Северном морском пути, "никогда такого не было и вот опять"? Откуда "пробка" на полярной трассе?

-2

Статья капитана атомного ледокола, Александра Скрябина, знающего толк в полярных плаваниях, Северном морском пути, Арктике и прочих приятных а порой и неожиданных вещах, сопутствующих полярным рейсам.

«С Арктикой не шутят» (как пишут СМИ, согласен!)

Этой осенью владельцы торговых судов, привыкшие к относительным благоприятным погодным условиям прошлых лет, не спешили выводить свои сухогрузы из северных портов. И Арктика решила наказать их. В морях восточной части Северного морского пути уже в середине ноября сложилась сложная ледовая обстановка. В результате корабли не смогли вовремя разгрузиться, выйти в море и добраться до чистой воды и очутились в ледовом плену..., лет шесть-семь не было такого, чтобы в этот период образовался такой прочный лед даже в этих районах."

Атомный ледокол ведет за собой караван судов в Арктике
Атомный ледокол ведет за собой караван судов в Арктике

Да, лет шесть-семь такого не было, а вот восемь лет назад именно такое и было, осенью 2013 года! Как и тогда, в восточной части Карского моря и в западной части пролива Лонга лед, образовавшийся прошедшей зимой, за лето не растаял, и сгенерировал, более раннее устойчивое ледообразование.

Ледовая обстановка на 26 октября 2021 года, когда надо уже было "звенеть во все колокола"

-4

Аналогичная ледовая обстановка на 29 октября 2013 года, которую надо было ПРОСТО учесть.

-5

Не будем слепо верить навязываемым мнениям отдельных писателей о том, что "если вы имеете время и желание разобраться самостоятельно, то найдёте Бюллетень Арктического и Антарктического института "Долгосрочные ледовые прогнозы для четырёх арктических морей на сентябрь - октябрь 2021 г." и выясните, что по Карскому морю и морю Лаптевых прогноз оправдался полностью"..., а просто заглянем в этот Бюллетень! В нем указано, что начало устойчивого ледообразования в Карском море в районе о-ва Русский должно было начаться 7 октября, а в районе м.Челюскин раньше - 2 октября! Но, наличие остаточного, не растаявшего за лето льда в районе к северу от острова Русский, однозначно должно было привести к тому, что начало устойчивого ледообразования началось бы в первую очередь именно возле него, прежде на несколько дней, чем у омываемого западным течением мыса Челюскин (как обычно), что и произошло наяву! То есть, "разбег" по о-ву Русский в худшую сторону составил дней десять+-, существенно!!!

Данный долгосрочный ледовый прогноз был составлен 25 августа 2021 года, когда уже должно было быть ясно специалистам, что ситуация с ледовой обстановкой будет складываться по сценарию 2013 года.

А это сценарий 2010-2011 года на Балтике, когда атомный ледокол "Вайгач" пришел на помощь. Более 150 судов было во льдах на подходах к портам Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск, Выборг, Высоцк.
А это сценарий 2010-2011 года на Балтике, когда атомный ледокол "Вайгач" пришел на помощь. Более 150 судов было во льдах на подходах к портам Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск, Выборг, Высоцк.

Но, к моему глубокому сожалению, данный ошибочный прогноз не корректировался далее вообще, а это следовало бы сделать как минимум раз, хотя бы в середине октября и информировать об этом флот, судовладельцев и прочая, когда уже было ясно, что зима в западной части Арктики, да и на востоке, будет ранней!

Сложившаяся сложная ситуация с ледовой обстановкой на востоке СМП также была предсказуема изначально, не позднее середины октября, крайний срок - конец октября, когда ударили морозы на Чукотке, добавить нечего...

Во льдах
Во льдах

Резюмирую: главное, дело не в степени оправдываемости и достоверности каких-либо прогнозов, что тоже важно, а в своевременном, постоянном их анализе и соответствующей адекватной и своевременной их корректуре ответственными лицами, тем более, если они заблаговременные и ДОЛГОСРОЧНЫЕ!!!

Я уже высказался ранее на этот счет, добавлю разве что..., по профессии я штурман, работаю в Арктике по фактической погоде и, что очень важно, по прогнозам погоды, которые составляются метеорологами, мои наилучшие и искренние им пожелания успехов в нелегкой работе и в составлении прогнозов с достаточной достоверностью, своевременно корректируемых в зависимости от того, "откуда ветер дует"!

ПС. Благодарю за статью Александра Скрябина, человека, как я уже упоминал, понимающего очень в полярных делах. И еще: "пробка" на Севморпути благополучно разошлась. И это радует!

-9
Читаем на канале: