Найти в Дзене
История культуры СССР

Что скрывали скандальные Дневники Ольги Берггольц. Трагические 1937-1938 годы

В предыдущей части Дневников Ольги Берргольц я остановился на пороге 1937 года. Тяжелейшего для многих граждан СССР. На самом деле в 1937-38 годах Ольга Берггольц пережила несколько попыток своего ареста. Первая была связана с "Делом Авербаха", своего близкого друга, любовника и экс-руководителя писательской организации Ленинграда. Доносы на Берггольц написали коллеги по писательскому цеху: Петр Капица, Николай Брыкин и Александр Решетов, под руководством секретаря парторганизации, писателя Мирошниченко. Причина? Зависть. Из дневников Берггольц вы, верно, заметили, что писательница жила комфортно, не знала отбоя от успешных мужчин и временами, даже, была счастлива. Вот по их наводке Берггольц и дергали на допросы и исключали из Союза писателей. В результате стресса - потеря не рожденного ребенка.
Летом 1938 справедливость вроде бы восторжествовала, от нее отстали. Но тут показания на Берггольц дали другие писатели - Игорь Франчески, Леонид Дьяконов, Андрей Алдан-Семёнов. Вс

В предыдущей части Дневников Ольги Берргольц я остановился на пороге 1937 года. Тяжелейшего для многих граждан СССР.

На самом деле в 1937-38 годах Ольга Берггольц пережила несколько попыток своего ареста. Первая была связана с "Делом Авербаха", своего близкого друга, любовника и экс-руководителя писательской организации Ленинграда. Доносы на Берггольц написали коллеги по писательскому цеху: Петр Капица, Николай Брыкин и Александр Решетов, под руководством секретаря парторганизации, писателя Мирошниченко.

Причина? Зависть. Из дневников Берггольц вы, верно, заметили, что писательница жила комфортно, не знала отбоя от успешных мужчин и временами, даже, была счастлива.

Вот по их наводке Берггольц и дергали на допросы и исключали из Союза писателей. В результате стресса - потеря не рожденного ребенка.
Летом 1938 справедливость вроде бы восторжествовала, от нее отстали. Но тут показания на Берггольц дали другие писатели - Игорь Франчески, Леонид Дьяконов, Андрей Алдан-Семёнов. Все трое находились в застенках НКВД, а как там "работали" с людьми мы знаем. ( Высокопоставленный дипломат Евгений Гнедин писал в 50-ые в ЦК КПСС, что его избивали прямо в кабинете наркома Л. Берии).

Арестовали Берггольц в декабре 1938. Продержали в застенках больше полугода. Еще точнее - 171 день. Отпустили, поняв, что ничего им не даст ее Дело. А может кто-то вступился.
Но у Берггольц случился еще один выкидыш в декабре 1939. В Дневниках запись и об этом. Но цитировать эти строки я не могу. Увольте.
А теперь запись из Дневника от 14 декабря 1939. Пожалуй, ключевая из всех, сделанных после освобождения:


"....зачем же все-таки подвергали меня всей той муке?! Зачем были те дикие, полубредовые жёлто-красные ночи ( желтый свет лампочек, красные матрасы, стук в отопительных трубах, голуби...). И это... дикое человеческое страдание... расширяясь до безумия, до раздавленности! Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули обратно и говорят - "живи"... Выживу? Все еще не знаю.
Как же я буду писать роман, роман о нашем поколении... когда сознание после тюрьмы потерпело такие погромы".

Интересно, что все 7 писателей, давших показания на #Берргольц ( кто под пытками, а кто из других побуждений) выжили. Трое даже пережили советскую власть. Вот они:
Петр Капица ( 1909-1998)
Николай Брыкин ( 1895 - 1979)
Александр Решетов ( 1909 - 1971)
Игорь Франчески ( 1907 - 1996)
Леонид Дьяконов ( 1908-1995)
Андрей Алдан-Семёнов ( 1908 -1985)
Григорий Мирошниченко ( 1904-1985)

Продолжение следует

Подписывайтесь на мой канал. Не забывайте ставить Лайки. И, главное, любите друг друга!