Возможно, ранее Вы читали две моих публикации о творчестве известного советского художника-баталиста, участника Великой Отечественной войны Юрия Васильевича Волкова (1921-1991).
Тогда мы говорили о его боевом пути, а также полотнах "Расплата" (прим. - о попытке гитлеровцев эвакуироваться с Херсонеса в 1944 году) и "Подвиг пяти черноморских матросов" (прим. - о последнем бое защитников Севастополя). Повторяться мы не будем, поэтому все ссылки на материал как обычно размещены внизу. Буду рад Вашему вниманию!
Ведь в этот раз я хочу Вам рассказать об ещё одной картине Юрия Васильевича, которую несколько лет назад из-за изображённого сюжета жители Севастополя даже обвинили в "пропаганде фашизма". Что за полотно и почему оно вызвало такой гнев - сейчас поговорим, друзья!
"До чего докатились!"
Перед Вами художественная работа Юрия Волкова, которую он создал в 1960 году. В сети можно найти её разные названия: "Поединок", "Один из многих (Не забудем)" (прим. - хотя данное название имеет другое полотно, размещённое ниже).
Картина некоторое время выставлялась для широкой аудитории в художественной галерее "Вернисаж", расположенной в ГБУК "Севастопольский центр культуры и искусств", и в 2011 году неизвестные жители Севастополя возмутились увиденному:
" ...на "Вернисаже" <...> представлены картины весьма сомнительного содержания. <...> одна из работ в открытую пропагандирует фашизм. На полотне изображен подвиг немецкого солдата, подбившего советский танк и упивающегося этим.
Звонивший также сказал, что такое псевдотворчество поставлено на поток в угоду немецким туристам, в последние годы зачастившим в славный город-герой. До чего докатились! ..."
Этот отрывок из статьи общественной газеты "Меридиан Севастополь" от 18 марта 2011 года, в котором говорилось о недовольстве посетителей галереи картиной Ю. Волкова.
При этом, судя по тексту, люди даже не знали, что полотно написано не современным художником, а как раз фронтовиком, который был живым свидетелем страшных боёв Великой Отечественной войны (1941-1945). Повторюсь, Юрий Васильевич являлся участником обороны Севастополя в 1941 году, был в плену, бежал и прошёл всю войну, закончив её в Будапеште. В прошлой публикации я прилагал наградные листы героя в качестве подтверждения своих слов.
"Поединок" (прим. - будем называть полотно так), действительно, на первый взгляд может вызывать неоднозначные чувства. Перед нами поле боя, где в тяжёлом молчании смотрят друг на друга раненый советский танкист, вылезший из объятой пламенем техники, и гитлеровский солдат - единственный оставшийся в живых у артиллерийского орудия.
Кругом всё горит, уже неба не видно за чёрным дымом, и посреди этого огромного пустого пространства изображены замершие в тяжёлом ожидании два непримиримых противника. Судя по изображённой позе, танкист ранен и с большим трудом смог выбраться из танка. Кажется, что Юрий Васильевич даже цветом показывает, что красноармеец и горящая машина является единым целым. Бойца практически не видно перед бронёй.
Почему они замерли? Почему тот же гитлеровец, укрывшись за орудием, так пристально смотрит на раненого? И ответов здесь каждый зритель может найти огромное количество, начиная от обычного "смотрит, что будет дальше" до размышлений о судьбе человека на войне.
Вот как раз данный сюжет и вызвал недоумение людей, рассмотревших в картине победу гитлеровца в поединке, что является чистой "вражеской пропагандой".
Лично я не вижу в данном полотне ничего странного. Ведь если брать картины Волкова, то мы увидим сюжеты, порой слабо укладывающиеся в основную историю Великой Отечественной войны (1941-1945).
Творчество художника скорее не о "глянцевой и лёгкой" Победе, а о мужестве советских граждан, прошедших ад передовой. Об огромном человеческом труде, о тяжёлой солдатской жизни, о потерях, пленных и ненависти к врагу, которого необходимо было остановить любой ценой.
Картины о том, что видел сам Юрий Васильевич, прошедший путь от героического Севастополя до Будапешта...
"Каждое его полотно – это рассказ, богатый подробностями, насыщенный переживаниями. Всё движется на полотне, всё живёт бурной и страстной жизнью... Волков – художник воинствующий. Он баталист толстовской школы"
Из высказываний писателя П.А. Павленко о художнике
СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ, ТОВАРИЩ!
Прошу оценить материал лайком и комментарием, а также поделиться прочитанным в соц.сетях! Буду признателен, если Вы изучите другие публикации и видеоролики канала "Зеленая книга".