Елизавета Фёдоровна (Елизавета Александра Луиза Алиса; 1864-1918), принцесса Гессен-Дармштадтская, была старшей сестрой российской императрицы Александры Фёдоровны (Виктории Алисы Елены Луизы Беатрисы), жены Николая II. В 20 лет она вышла замуж за великого князя Сергей Александровича Романова, одного из младших сыновей императора Александра II. Этот союз, несомненно, повлиял и на выбор Николаем II своей невесты.
Великий князь Сергей Александрович
Сергей Александрович (1857-1905) с 1891 года занимал должность генерал-губернатора Москвы. Его нераспорядительности в народе приписывали массовую давку на Ходынском поле во время торжеств по случаю коронации Николая II в 1896 году. В самой императорской фамилии открыто говорили о гомосексуальности великого князя, и эти слухи спускались вниз по социальной лестнице. Во всяком случае, детей у великого князя не было, и он не слишком интересовался своей красивой супругой. Таково было общее мнение. Трудно было найти в России более непопулярного человека, чем Сергей Александрович.
Елизавета Фёдоровна безропотно несла свой крест несчастливого замужества. Своё утешение немецкая принцесса нашла в православной религии. Уже после гибели мужа она постриглась в монахини и стала основательницей Марфо-Мариинской обители милосердия – фактически госпиталя для неимущих.
Просила ли Елизавета Фёдоровна за убийцу своего мужа?
В феврале 1905 года великий князь Сергей Александрович был убит бомбой. Убийство не встретило осуждения в широких кругах общественности. Террорист был арестован и предстал перед судом, приговорившим его к повешению.
Перед приведением в исполнение смертного приговора над Каляевым Елизавета Фёдоровна направила своему державному свойственнику прошение о помиловании убийцы её мужа. Через начальство тюрьмы она убеждала Каляева самому написать царю прошение о помиловании. Каляев отказался. Прошение своей свояченицы Николай II не удовлетворил.
Некоторые считают вымыслом историю о просьбе Елизаветы Фёдоровны. В 1902 году, после убийства террористами министра внутренних дел Дмитрия Сипягина, она писала тому же Николаю II по поводу революционеров: «Неужели нельзя судить этих животных полевым судом? Необходимо сделать всё, чтобы не допустить превращения их в героев… Нечего жалеть тех, кто сам никого не жалеет».
Или история с прощением Елизаветой Фёдоровной убийцы своего мужа – вымысел, или за три года её мировоззрение, под влиянием религии, подверглось заметной трансформации.
Алапаевская расправа и судьба останков
В мае 1918 года большевики закрыли Марфо-Мариинскую обитель, а великую княгиню арестовали и выслали в Пермь. Там же находился и брат Николая II Михаил, но оба не знали о местонахождении друг друга, и им не позволили увидеться. В июне Михаила расстреляли вместе с его секретарём.
А Елизавету Фёдоровну ещё в мае перевезли в Екатеринбург, где разместили в одном доме с ещё несколькими членами семьи Романовых. Их держали в изоляции от Николая II и его семьи. В июле их перевезли в город Алапаевск.
Большевики убили алапаевских узников в следующую ночь после убийства царской семьи – 18 июля 1918 года. Их оглушили прикладами и сбросили в глубокую шахту. Алапаевские страдальцы оставались живы ещё несколько дней, как установила белогвардейская следственная комиссия.
Вместе с Елизаветой Фёдоровной были убиты великий князь Сергей Михайлович, четверо князей императорской крови, управделами Сергея Михайловича и сестра-инокиня Марфо-Мариинской обители Варвара, пожелавшая разделить заточение и участь великой княгини.
Тела алапаевских мучеников отступавшие белогвардейские войска вывезли в Китай. При этом тела Елизаветы Фёдоровны и её келейницы переправили в Иерусалим, где их захоронили в русском православном храме. Тела остальных алапаевских мучеников погребли в церкви Русской миссии в Пекине. После прихода к власти в Китае коммунистов эту церковь, по настоянию посла СССР Павла Юдина, сровняли с землёй. Поиски, предпринятые уже в начале XXI века, не обнаружили остатков захоронений.
Дополнительные материалы смотрите у нас на ТЕЛЕГРАММ канале.