«примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» (Ин. 20: 20-23).
Продолжается Рождественский пост. Самое время заняться душой, самое время исповедоваться, причаститься Святых Христовых Тайн, чтобы встретить Рождество Христово с чистым сердцем. Хотя об Исповеди и Причастии нужно помнить всегда, так как эти таинства Церкви необходимы, чтобы наследовать Царство Небесное. Таинство Покаяния (Исповеди) – это таинство в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис). Господь рукой священника отпускает грехи кающимся. Это таинство можно проходить, как самостоятельно, так и перед Причастием Святых Христовых Тайн.
Но бывает так, что у человека возникает страх перед Исповедью, стыдно исповедовать грехи перед священником. Особенно это свойственно тем, кто первый раз собирается исповедовать грехи и (или) имеет какие-то большие грехи, о которых стыдно говорить. Что делать в таком случае? Как преодолеть этот страх? Всё это исходит от сатаны, который не хочет, чтобы человек открывал грехи в этой земной жизни на Исповеди, потому что в тех грехах, которые человек исповедал он на частном Суде (мытарствах) не испытуется, потому что грех отпущен. Этот страх, ложный стыд исходит от гордости. Необходимо преодолеть этот стыд, усилием воли господствовать над ним и просить помощи у Бога, чтобы Господь дал силы и мужество сделать это. А для этого действительно требуется мужество. Когда человек переживает и ему стыдно о содеянном грехе – это говорит о раскаянии, о муках совести. Было бы странно, если бы согрешивший совершенно равнодушно относился к большим грехам, сделанным им, и исповедал их без всякого стыда. Вот несколько причин почему не следует бояться и переживать. Хотя волнение, стыд конечно свойственны человеку, переживание, но главное, чтобы это не помешало прийти на Исповедь, не стало препятствием для участия в таинстве и препятствием к Приобщению Святых Христовых Тайн.
Во-первых, следует помнить, что, приходя на Исповедь, человек кается не перед священником, а перед Богом. Священник всего лишь свидетель покаяния, и его рукой Господь отпускает грехи. Священники принимают исповедь у многих людей, и за всю их профессиональную деятельность, наверное, слышали всякого, особенно если священник опытный. Вряд ли вы его чем-то удивите. Людей много, желающих исповедоваться, вряд ли священник будет помнить ваши грехи. Священникам запрещено рассказывать кому-либо о грехах, которые им были открыты на Исповеди. И потом, священникам, так же, как и всем людям, дана заповедь о том, что нельзя осуждать человека, что нужно осудить грех, но не осуждать согрешившего. «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). Священники такие же грешные люди, как и мы все, поэтому они понимают грешника. Как говорит Господь: «кто из вас без греха, первый брось на неё камень.» (Ин. 8: 7). Священник на вашей стороне, он ходатайствует перед Богом об отпущении ваших грехов. К тому же вы уже осудили этот грех, значит вы на пути исправления, или уже оставили этот грех. Священник, напротив, радуется о том, что вы каетесь в этом грехе, как и Ангелы на небесах, по слову Спасителя: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.» (Лк. 15: 10). Самое стыдное – это, наверное, исповедовать блудные грехи, но их не нужно рассказывать в подробностях, а только назвать грех по имени: «прелюбодействовал, например». Можно посмотреть, как называются эти грехи в книге для подготовки к Исповеди, или в сети Интернет. Вот такое подразделение блудных грехов можно прочитать у святителя Игнатия Брянчанинова: «Блудное разжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.»
Зато какое счастье исповедать грехи, снять с души тяжкий груз, причаститься после этого Святых Христовых Тайн во оставление грехов и в жизнь вечную. Лучше перед священником, который является свидетелем покаяния, исповедать свои грехи, чтобы обличить себя в них, хотя бы перед одним человеком, чтобы сокрытые грехи не были открыты на Страшном Суде перед всеми: перед Богом, Ангелами, святыми, перед другими людьми. «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.» (Мк. 4: 22). Подумайте, что вы будете предстоять перед Богом, перед Ангелами, перед святыми, перед людьми, и там будут обличаться ваши грехи перед всеми, какой стыд вы будете испытывать тогда? Намного сильнее, чем на Исповеди перед одним человеком. Да ещё и за эти не исповеданные, нераскаянные грехи, вы можете лишиться спасения и быть брошенными в озеро огненное. А исповеданный грех прощается Богом. «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.» (1-е Кор. 11: 31). Это великая милость Божия, что нам дано здесь, на земле, при этой жизни обличить свои грехи, чтобы не быть постыженными перед всеми в вечности, и таким образом, покаявшись в своих грехах, избегнуть вечных мук. Вот одна очень поучительная история. «Жил некий царь в Италии. У него была дочь благоговейная и добродетельная - она делала многие милостыни и искренне заботилась о бедных. Она попросила отца отпустить ее, чтобы стать монахиней. Но от великой любви к ней отец не желал с ней разлучиться. Он сообщил об этом римскому папе (это происходило еще до отпадения Западной Церкви от чистоты Православия), а ей посоветовал для большей пользы оставаться дома и совершать лучше великие благие дела, чем стать монахиней и приносить пользу только самой себе. Девочка осталась против своей воли, чтобы не быть непослушной отцу, жила, как и прежде, добродетельно. Но коварный змей не выносил видеть такие деяния девушки. Он стал бороться с ней плотски. Она полюбила красивого юношу, слугу царя. Диавол столь сражался с ней, что победил ее, и она впала в грех с этим юношей. Вскоре она поняла, что ждет дитя. Она так скорбела, что хотела покончить с собой от стыда, чтобы никто из людей не услышал о деле. Но затем поверила предложению одной служившей ей старухи. Старуха дала ей яд, который умертвил плод. Поэтому никто не узнал о случившемся. Только она скорбела, и была теснима этими двумя грехами. Царь, увидев, сколь она несчастна, подумал, что она скорбит из-за того, что он не пустил ее в монахини, и спросил ее, не желает ли она постричься. Она, услышав об этом, обрадовалась. Он поместил ее в славный монастырь, где она постриглась и соблюдала непоколебимо весь чин монашеского жительства. Никто ее не видел смеющейся, болтающей, и когда посетить ее приходили родственницы и женщины из дворца, или другие княгини, или даже сам царь, она, перемолвившись с ними несколькими короткими словами и поблагодарив их, уходила в келлию. Там она плакала о своих беззакониях, о которых она, несчастная, никогда не говорила духовнику, -- то есть о блуде и убийстве. Только наедине плакала она о них ко Господу, прося прощения. Затем она умерла, исповедовав все другие грехи и причастившись Божественных Тайн. Через тридцать дней она явилась в видении игуменье и сказала, что находится в мучении. Та спросила, как такое возможно, если она была столь добродетельна, благоговейна и ревностна. Она говорит: «Я совершила два великих греха, которые не исповедовала духовнику по невежеству, думая, что достаточно плакать о них Христу, и Он осудил меня поэтому навек, -- а другие благодеяния мне бесполезны». Инок Агапий (Грешников спасение, ч.2, гл.7).
Некоторые прибегают к хитрости, чтобы не было стыдно перед своим духовником, или священником, у которого они постоянно исповедуются, исповедают какие-то грехи, которые стыдно назвать в другом храме, у другого священника, которого больше не увидят. Это неправильно, потому что здесь есть лукавство. Лучше исповедовать грехи одному священнику, только если вынужденная ситуация, например, вы уехали в другой город, или ещё какая-то, то конечно, само собой, здесь уже можно исповедаться и тому священнику, который служит в том храме, который вам доступен.
Господь воспринимает людей, которые исповедуют грехи, особенно большие, как героев, потому что эти люди преодолевают себя, переступают через свою гордость. На исповеди человек обличает свои грехи и страсти, и они сгорают в огне, и в том, числе благодаря стыду, который испытывает кающийся. Господь просит назвать, обличить грех, чтобы исцелить человека от греха. Бес бежит от исповеди, потому что обличаются его дела. Таким образом, в Исповеди происходит исцеление кающегося от грехов, страстей, очищение души.
Если же не можете исповедать какие-то грехи, не решаетесь на это, то не нужно отчаиваться. Кайтесь перед Богом, и просите Его, чтобы Он дал сил преодолеть стыд и страх и всё же исповедать эти грехи. Может через какое-то время, вы сможете это сделать. На самом деле, это кажется таким страшным делом, а по сути ничего страшного нет, более диавольское наваждение. По сравнению с вечностью и ответом перед Богом на Его Суде, это не страшно. Тем более, какую радость вы будете тогда в вечности испытывать, что исповедались. И ваш Ангел порадуется, что вы решились на этот важный шаг. Ангелы радуются, когда мы исповедуем грехи, потому что на Частном Суде, (на мытарствах) душа в исповеданных грехах не испытуется.
«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.» (Исаия 1: 16-20).
«Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну: припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться.» (Исаия 43: 25-26).
Использовалась информация сайта: https://pravoslavie.ru/ , из проповеди Иеромонаха Савватия (Баштового).
Добровольная помощь каналу. Осуществить можно пройдя по ссылке: https://pay.mysbertips.ru/26245306. Помогай и Вам Господь!