Евдокия родилась примерно в 1131 году в семье князя Изяслава II Мстиславича и его жены Агнес — дочери Конрада III, первого короля Германии из династии Гогенштауфенов. Кузеном Агнес был знаменитый император Фридрих I Барбаросса. Евдокии он, соответственно, приходился двоюродным дядюшкой.
Замуж Евдокия вышла в 1154 году, когда ей было чуть за двадцать. В том же году умер ее отец, занимавший киевский престол. Киевляне горько оплакивали кончину князя, и остается только догадываться, что в этот момент чувствовала Евдокия, когда, приехав в новую страну и пытаясь там освоится, узнала, что отца она больше не увидит никогда и ни при каких обстоятельствах.
Ее выдали за польского князя Мешко III. Для него это был уже второй брак, в первый раз он был женат на венгерской принцессе, от которой у него остался сын и несколько дочерей.
Мешко был не самым популярным князем у своих современников. Позже хронисты пытались реабилитировать его репутацию и писали, что на самом деле он защищал евреев, не давал дворянам и духовенству злоупотреблять властью и в целом был «твердой рукой».
Однако ранние источники описывают Мешко как сурового князя, который разрешал своим ставленникам всё, а краковскую знать всячески притеснял и унижал.
Каким бы Мешко ни был на самом деле, похоже, Евдокия нашла с мужем общий язык. Предполагают, что княгиня оказывала на супруга значительное влияние и что он ее действительно полюбил. В определенный момент Мешко стал в открытую предпочитать своих детей от Евдокии детям от первого брака. В особенности это сказалось на его старшем сыне — Одоне.
Мешко всеми силами старался заставить Одона постричься в монахи. Очевидно, что это должно было расчистить путь к власти сыновьям от Евдокии. Всего она родила князю троих сыновей и двух дочерей.
Считается, в стремлении Мешко наставить Одона на духовный путь не обошлось без советов Евдокии. Нет ничего удивительного в том, что она хотела, чтобы именно ее дети устроились в жизни как можно лучше, стали влиятельнее, получили лучшие земли и титулы.
Однако такое открытое пренебрежение старшим сыном вызывало недовольство не только у него самого, но и у знати с духовенством. В итоге вспыхнуло восстание, которое стало для Мешко и Евдокии полнейшей неожиданностью. В 1177 году князя вместе с семьей изгнали из Польши. Одон, конечно же, участвовал в мятеже.
Сначала княжеская чета отправилась в Чехию, к зятю Мешко, князю Собеславу II. Он был женат на его дочери от первого брака — Эльжбете. Но чешские родственники отказались помочь — у Собеслава хватало и своих проблем. Тогда семья перебралась в Померанию к Богуславу I, другому зятю Мешко. За него вышла Анастасия — младшая дочь Мешко и Евдокии. Богуслав оказался единственным, кто поддержал беглых правителей, дал им дом и войска.
Спустя несколько лет Мешко собрал силы, вернулся в Польшу и долго собирал земли, ранее принадлежащие ему. Иногда он использовал силу, иногда шел на уступки врагам. Евдокия все это время была с ним.
Неизвестно, когда княгиня умерла, но произошло это не ранее 1187 года. Застала ли она второе изгнание супруга, которое произошло в 1199 году? Это, скорее всего, навсегда останется загадкой, как и причина ее смерти.
Неизвестно также, пережила ли она двух своих сыновей — Болеслава и Мешко Младшего. Первый умер в бою, а причины смерти второго неизвестны. Но третий сын Евдокии пережил родителей и все-таки занял отцовский трон.
📖 Читайте также:
- Гремислава Луцкая: княгиня, которая боролась до конца
- Евфимия — неверная королева Венгрии
- Гриффина, княгиня с характером: как одним махом ославить мужа бессильным
- Польская память о русской княжне: Евангелие Анастасии
#рюриковичи #династия рюриковичей #древняя русь #история древней руси #история #польша #средневековье #княгиня #семейные отношения #женщины_древней_руси