Дети союза падишаха и славянской его супруги широко известны. А вот внуки немного отступили в тень. Во дворце никогда не прекращалась суета вокруг трона, поэтому среди наследников султана была конкуренция. Те, кто оказался сильнее, и своих детей старался выдвинуть вперед. Остальным грозило забвение.
К таким внукам относятся прежде всего те дети династии, родители которых заняли второстепенную роль. Венецианка Нурбану, завевавшая благосклонность шехзаде Селима, поначалу тоже не имела уверенности, что станет валиде. Селим был далеко не первым сыном султана и даже не первым сыном Хюррем.
Когда Нурбану попала к Османам, в 1537 году, наследником считался сын вообще не ее будущей свекрови. Это был шехзаде Мустафа, сын черкешенки Махидевран, которая ранее Хюррем стала законной женой Сулеймана.
Более того, Мустафа уже четыре года к тому времени управлял Манисой - санджаком законного продолжателя рода. И даже если Хюррем имела планы не пускать его на трон, она все равно делала ставки на своего первенца - Мехмеда.
Его же считал своим последователем и падишах. Нурбану надо было очень постараться, чтобы обойти все это препятствия. Или просто ждать.
Но позже у нее появились другие поводы думать, что валиде она может и не стать. Долгое время она считалась единственной спутницей Селима, но, учитывая, что в будущем у ее сына Мурада появились соперники, такой ей остаться не удалось.
В какой момент Селим решил завести потомство от других, сейчас уже не определишь. Никаких сведений о том, что Хюррем как-то препятствовала Нурбану, нет.
Но старший наследник Мурад оправился в санджак как раз в тот год, когда Сулейман остался один, так что Нурбану могла себе позволить остаться во дворце по примеру своей свекрови. Что она и сделала. Хотя до их официальной свадьбы с Селимом, примерно в 1568 году, оставалось еще десять лет.
В то время младшей дочери Нурбану Фатьме исполнился всего год. Однако позже Нурбану перестала рожать. Очевидно, в это время и начался период, когда Селим обратил внимание на других.
Из предполагаемых семи, кроме Мурада, сыновей Селима, первый Абдулла родился в 1543 году. Только его дата рождения известна. Исходя из этого, он был первым сыном Селима и родился раньше Мурада.
Что интересно, шехзаде было отведено всего 25 лет и они закончились именно в год свадьбы Селима с Нурбану. Так она утвердила не только себя, но и сына.
Есть сведения, что шехзаде по имени Абдулла было несколько, но второй появился гораздо позже. Также выделяется из них и сын Мехмед. Если остальные братья Мурада завершили свой путь в истории в год восхождения брата на престол, то Мехмед сделал это на два года раньше. Именно его тюрбе находится рядом с тюрбе Хюррем-султан, так что это доказывать не приходится.
А вот шехзаде Махмуд из всех сыновей Селима самый неизвестный. Он указан только в одном источнике. В большинстве из них второй хасеки Селима называют некую Селимие - тоже венецианку, которая соперничала с Нурбану.
Возможно, Махмуд был именно ее сыном. Шехзаде указывается как предпоследний сын падишаха, младшим является Джихангир.
Если предположить, что другие жены стали появляться у Селима с 1568 года, а правил он еще всего лишь шесть лет, то, исключая Абдуллу, шесть сыновей Селима рождались в год по одному. Шехзаде Махмуд родился в 1573 году и ему был отведен всего год.
Все сыновья Селима вряд ли успели покинуть дворец, хотя это было и не особо важно. Любой из чиновников мог организовать вокруг сына Селима клан, чтобы продвинуть его на власть. Помешала этому Нурбану, которая контролировала приезд сына в столицу и не держала его в строжайшей тайне.
Как только Мурад доехал до дворца, он был провозглашен султаном, а у братьев его была незавидная судьба.
#великолепный век #османская династия #османский гарем #нурбану султан #сулейман и хюррем