Слово «перестройка» у большинства людей вызывает оторопь, грусть, неприятие. Редко кто помянет это событие добрым словом или скажет: «да, это было верное решение и великое дело!». Можно сколько угодно ее критиковать, но от сложившегося исторического факта никуда не уйти. Перестройка была неизбежна и претензии здесь только в одном: каким методом это было осуществлено. Советская система на рубеже XX века смотрелась архаично и нелепо. Главная и жизненно важная причина - экономическая. Огромная великая страна к концу 80-х не могла обеспечить себя базовым продовольствием. Зерно, мясо, картошку и другие продукты приходилось закупать за рубежом, хотя меньшие по размеру Швеция и Финляндия спокойно обеспечивали себя все этим добром сами. При наших просторах и чернозёмах мы могли бы обеспечивать не только себя, но и весь мир. Но партия медлила и все продовольственные программы проваливались одна за другой.
Увы, в экономическом плане страна уже не тянула навалившийся ворох проблем. Финансы были спущены в идеологию и вооружение, а лёгкая промышленность и сельское хозяйство выживали на выделенные копейки. Оборудование многих заводов устаревало и не обновлялось со времён Хрущева. Полки магазинов пустовали. Дефицит стал всеобъемлющим и грозил народными бунтами.
Перестройка была не капризом лично Горбачёва. Он стал скорее лицом всего этого действа, так как сама партия (КПСС) на это бы никогда не решилась. Распада и перестройки системы ждали все мыслящие круги. Разлад был только в методах, так как именно они решали какой будет исход. Но методы действия были выбраны не продуманно и слишком поспешно. Горбачёв все время говорил о «поступательности», «поступательных реформах», но на деле все топтались на месте, и никакой решительной программы по спасению страны не предложили. Пока думали, Гайдар уже получил ещё более худшее положение дел: пустую казну, пустые полки магазинов и кучу долгов. Конечно, из такой ситуации может выкрутиться только гений, но гениев уже не нашлось.
Рано или поздно перестройка все равно бы состоялась, так как поднимать экономику без частного бизнеса и свободных торговых связей было бы невозможно. Все равно бы пришлось подстраиваться под стремительно меняющиеся мировые тенденции. Провал был только в одном - в непродуманных методах, из-за которых всё достояние страны было попилено и поделено между блатными.