Найти тему
Свободная Пресса

Россиян в качестве санкции могут лишить IPhone. Смогут ли российские разработчики компенсировать упущение.

Оглавление

Вашингтон среди вариантов очередных санкций рассматривает ограничение экспорта в Россию смартфонов, сообщает Reuters со ссылкой на чиновника из администрации президента США Джо Байдена. Иезуитская по своему замыслу мера.

По информации агентства, речь идет о беспрецедентных санкциях на случай, если Россия все-таки вторгнется на Украину (о чем на Западе говорят постоянно). Помимо гаджетов под запрет может попасть экспорт автомобилей, комплектующих для самолетов, поставок «из многих других секторов».

Ограничения по смартфонам, пояснили в Белом доме, будут аналогичны инструментам, которые использовались при Трампе для противодействии китайской компании Huawei. Ее США посчитали угрозой национальной безопасности. Тогда Канада даже «взяла в плен» ее финдиректора.

В отличии от рестрикций против чиновников и бизнесменов, их бизнесов, денег и семей, лишение смартфонов напрямую коснется простых россиян, чья жизнь теперь во многом проходит в гаджетах. Проблемы с их покупкой «из-за Путина» могут разозлить миллионы людей.

И если «глубинный народ», крякнув от неожиданности, лишившись смартфона-американца, перейдет на гаджеты производителей других стран, то представители «креативного класса» без айфонов последней модели почувствуют себя третьесортными людьми.

Угрожая запретом на экспорт американских смартфонов, США одновременно раскритиковали линию России на импортозамещение. Она, якобы, противоречит нормам ВТО. О том, что импортозамещение стало ответом на санкции (которые сами противоречат ВТО), Вашингтон не вспоминает.

Правда, для импортозамещения американских смартфонов России придется экстренно развить свою собственную микроэлектронику. В 2022 году мировой рынок микроэлектроники вырастет до 482 млрд долларов. В России он на два порядка скромнее. Сопоставимы и успехи отечественных электронщиков на этом поприще. О трудностях на этом пути можно судить хотя бы по результатам попытки перевода критической инфраструктуры на отечественные серверы. Заказчиков не устроила низкая производительность, высокое энергопотребление и неконкурентная цена оборудования. Импортозамещение сорвано.

Гражданский сектор в России, в отличии от военного, традиционно отстает от западного (а теперь и восточного). Хочешь сделать хорошо — поручи армии, оборонке. Может производством смартфонов должен заняться наш ВПК? Ведь, информация в XXI веке важнее ракет. Утрем нос компании Apple…

Первые шаги уже сделаны. В начале декабря стало известно о разработке группой «Аквариус» защищенного смартфона для военных и спецслужб. Гаджет полностью отечественный, работает на операционной системе Kaspersky OS со встроенной защитой от всех возможных типов кибератак. В перспективе компания планирует выпускать устройства на ОС «Аврора» и Android. До Нового года компания выпустит опытную партию из трёх тысяч гаджетов. Маловато для массового перехода с айфонов. Но аналогичные разработки, правда, с импортными компонентами, есть и у Ростеха.

По словам эксперта по мобильным устройствам Александра Побыванца, в случае ухода компании Apple с нашего рынка, любимых моделей смартфонов лишатся платежеспособные россияне.

  • — Россия является для американских производителей смартфонов очень важным рынком. Хотя и не таким большим, как, например, Китай.

«СП»: — Кто эти производители смартфонов из США?

  • — Во-первых, стоит вспомнить легендарное устройство Motorola. Бренд американский, но принадлежит китайской компании. Есть еще BlackBerry, которая родом из Канады, но потом ее также купили китайцы. Они почти ушли с рынка, так как представленный в 2007 году интерфейс айфона оказался удобнее для пользователей. Получается, самым американским и, пожалуй, единственным смартфоном из США является айфон. Он даже стал нарицательным, символом нашего времени.

«СП»: — Какова доля производителя айфонов на российском рынке?

  • — Позиции компании Apple среди дорогих моделей в сегменте свыше 50 тысяч рублей очень сильны. Терять такой лакомый кусок компания вряд ли захочет. Тем более, она активно борется с «серыми» поставками и всячески старается легализовать ситуацию на рынке, чтобы была и гарантия, и поддержка, и разные сервисы.

По данным МТС, в октябре доля Apple на российском рынке смартфонов в штучном выражении составляла 14,7%. Это третья позиция после Samsung (34,5%) и Xiaomi (28,1%). Но в денежном выражении это почти половина всего объема рынка. Чем выше ценовой сегмент, тем выше доля «американцев». В сегменте около 100 тысяч рублей одни айфоны.

Причем из года в год показатели Apple растут. Поскольку средние российские зарплаты невысоки, долгое время айфоны покупали в основном жители столиц, крупных городов. Но сейчас высока доля покупок в кредит. Также растет доля онлайн-предзаказа из-за чего такое явление как круглосуточные очереди в фирменные магазины в момент премьеры флагманов почти исчезло.

«СП»: — Скоро позакрывают эти магазины. С американским правительством шутки плохи…

  • — В то, что россиян лишат айфонов верится с трудом. Нам давно грозят отключением от системы SWIFT, но дальше разговоров дело не движется.

Генеральный директор компании «Код безопасности» Андрей Голов видит спасение от санкций в китайских брендах.

  • — Производство российских защищенных смартфонов никак не связано с США. Компонентная база их изготавливается в России — как, например, ОС «Аврора», либо в Китае. Основной риск наших смартфонов — это использование маркетплейсов, вроде «Плей Маркет» от компании Google. Но маркетплейс есть, например, и у Huawei.

Если на рынке исчезнут айфоны, потребитель спокойно перейдет на китайские или корейские продукты: Huawei, Samsung. Но я сомневаюсь, что американцы сами подрубят сук, на котором сидят, потому что Apple продает в России своей продукции на более чем 140 млрд рублей в год. Это 2 млрд долларов. Даже для такой большой корпорации это деньги, от которых они вряд ли откажутся.

«СП»: — Так не сами уйдут — Белый дом прикажет. Гипотетический уход компании Apple может стимулировать производство российских смартфонов?

  • — Вряд ли. Российские гаджеты больше ориентированы на систему B2B (бизнес для бизнеса — авт.), а не на B2C (бизнес для потребителя — авт.). В В2 В другие законы и выбор происходит не по «национальности» товара, а по соответствию требованиям. Там «американцев» изначально было не так много. Основные деньги находятся в В2С. А там покупатель выберет то, что на рынке доступнее, дешевле и функциональнее.

Эксперт по корпоративным финансам Жанна Уляшева готова перейти на российский гаджет военного образца если он будет не хуже зарубежных.

  • — Я бы пользовалась «шойгуфоном», если бы весь привычный функционал остался как в моем текущем айфоне или предыдущем смартфоне Huawei. То есть у меня нет однозначного предпочтения. Обычно я прислушиваюсь к рекомендациям друзей и коллег. В отношении айфона мне сказали, что он очень стабильно работает и в нем не ухудшается производительность функций со временем в отличие от «китайцев». Например, фотографирование. То есть лишь бы аппарат работал и работал быстро и стабильно, а также поддерживал социальные коммуникации в самом современном смысле слова, от звонков до Инстаграма.

И если уж смартфон — это система тотального контроля и слежения (удивительное открытие при использовании айфона это то, что реклама появляется в моих приложениях на основании того, о чем я говорю и не только при звонках), то пусть уж меня слушает родина, а не выгодоприобретатели Apple.

Материал подготовлен редакцией "Свободная Пресса"

Подпишитесь на наш канал, чтобы следить за актуальными новостями и мнением аналитиков