Найти в Дзене

Как скандинавский минимализм научил нас оптимизировать IT

Оглавление
Александр Рыбаков, старший вице-президент по информационным технологиям Банка «Санкт-Петербург»
Александр Рыбаков, старший вице-президент по информационным технологиям Банка «Санкт-Петербург»

Что такое скандинавский минимализм

Скандинавский минимализм — направление в дизайне, которое стало развиваться в Дании, Швеции и Норвегии в середине XX века. В то время Северная Европа еще не стала богатым регионом, но ее жителям хотелось пользоваться красивыми и удобными вещами. Так местные дизайнеры придумали подход, в основе которого лежат два принципа:

✔ Акцент на главной функции. Каждый предмет должен выполнять ту роль, ради которой он создавался и ради которой его покупают.

✔ Экономия на производстве. Ее можно достичь как за счет отказа от создания лишних функций, так и за счет переиспользования уже существующих ресурсов.

Например, клиенту нужно место, чтобы хранить книги. Для этой задачи дизайнер разработает простую полку, откуда легко достать любой предмет. Клиенту не нужен громоздкий шкаф с дверцами, которые нужно открывать и закрывать — это лишние действия. Саму полку можно изготовить из переработанной древесины, что позволит сэкономить на производстве.

Базовые принципы IT в стиле минимализма

Мы в банке «Санкт-Петербург» решили, что принципы скандинавского минимализма вполне применимы в IT. На их основе мы строим эффективный ИТ-ландшафт и ИТ-дизайн, принимаем архитектурные и управленческие решения. Мы считаем, что эти принципы позволят нам развить конкурентное преимущество на рынке с максимальной отдачей от вложенных ресурсов. Скандинавский подход помогает сэкономить на разработке и создавать сервисы, которые будут действительно удобны и полезны людям.

Вот несколько базовых принципов IT в стиле минимализма, которые мы для себя приняли и которым следуем:

◾ выбирать решения на основании изучения клиентского опыта (да, это очевидно, но почему-то не всегда применяется)

◾ не порождать новых элементов в ландшафте, убирать дублирующий функционал, понижать связанность систем и приложений

◾ уменьшать комплексность ролей и процессов в ИТ dev и ops

◾ системы, не влияющие на клиентов или доходы банка, – с нулевым аппетитом к кастомности

◾ для критичных клиентских систем – собственная разработка или готовые сервисы (всё чаще – cloud)

◾ сloud-native подход к разработке нового в целях готовности к очевидному следующему шагу на пути в повышении эффективности инвестиций в ИТ – поэтапному переходу в мультиоблачную инфраструктуру

◾ минимум хайпового «космоса», фокус на работающих инструментах, удалении неработающих или сложных

-2

Работа над новым мобильным банком

Один из примеров работы по этим принципам – наш новый мобильный банк, который уже доступен в сторах и скоро заменит текущее приложение. Приступая к его разработке, мы ставили перед собой всего две задачи:

1. Построить простой мобильный банк со всеми необходимыми финансовыми сервисами.

2. Предоставить клиенту возможность получать точные и своевременные предложения от банка.

Что мы сделали?

Команда разработала новое приложение на базе более чем 50 микросервисов, которые полностью готовы к размещению в облаках. Мы по максимуму использовали платформенный UI (iOS, Android), чтобы быть проще и ближе к шаблонам поведения пользователей. Интегрировали в приложение более десятка готовых сервисов от провайдеров-лидеров рынка: чат, антифрод, система мониторинга, QR и другие. Для качественного управления предложениями для клиентов разработали свой комплекс, который назвали Digital offering management system (DOMS) — набор сервисов, интегрированных в ландшафт банка (централизованную систему офферинга и систему управления данными) и размещенных в публичном облаке.

Несмотря на обилие микросервисов, новое мобильное приложение Банка «Санкт-Петербург» — не трендовый Superapp. Это классическое банковское приложение, не утяжеленное дополнительным функционалом. Мы полностью отвечаем скандинавской концепции — сохраняем простоту, которая зачастую необходима пользователям. Супераппы могут принести клиенту боль из-за обилия функций, в которых сложно разобраться, а еще иногда в таких приложениях попросту сложно что-то найти.

Мы считаем, что от банковского приложения клиенту в первую очередь нужен сам мобильный банк как инструмент управления финансами — Daily banking. При этом он должен быть доступным, простым и удобным. На этом мы и сосредоточились, убрав всё лишнее. Мы учли тот факт, что клиенты все меньше посещают отделения банка, и им нужен Digital office, чтобы совершать необходимые операции удаленно.

Технически, как я упомянул выше, мы перешли на архитектуру микросервисов. Таким образом был улучшен Time To Market, и с момента идеи до появления функционала у клиента проходит меньше времени. Вместе с этим, архитектура микросервисов — это лучшая практика бесперебойности. Если в работе какой-то отдельной функции возникают проблемы или требуется обновление одного из микросерсвисов, мы «закрываем отсек на ремонт», делая его недоступным для пользователя, а остальной функционал полноценно работает.

Приглашаю всех протестировать приложение и поделиться впечатлениями:

приложение в App Store

приложение в Google Play