Найти тему
Издательство "Гангут"

Операция «Peking»

Эскадренный миноносец «Blyskawica». В ходе проведения операции «Peking» являлся  флагманским кораблем отряда польских эсминцев во время их перехода с Балтики 
к берегам Великобритании 30 августа — 1 сентября 1939 года
Эскадренный миноносец «Blyskawica». В ходе проведения операции «Peking» являлся флагманским кораблем отряда польских эсминцев во время их перехода с Балтики к берегам Великобритании 30 августа — 1 сентября 1939 года
Вниманию читателей представляется работа польских авторов Михала Глока и Вавжинеца Марковского, в которой приводятся малоизвестные страницы истории операции «Peking» («Пекинг») — перехода трех эсминцев ВМС Польши из Балтийского моря к берегам Великобритании буквально перед началом Второй мировой войны.


Накануне Второй мировой войны основу надводных сил ВМС Польши составляли четыре эскадренных миноносца: «Blyskawica» и «Grom» (построены в Великобритании; водоизмещение 2200 т, вошли в состав флота в
1937 г.), «Wicher» и «Burza» (построены во Франции; водоизмещение 1574 т, вошли в строй соответственно, в 1930 и 1932 гг.) — и минный заградитель «Gryf» водоизмещением 2227 т, выполнявший функции яхты главы государства, также французской постройки (1936 г.).
Кроме того, в состав ВМС Польши входили пять старых миноносцев: «Kujawiak», «Krakowiak», «Podhalanin», «Slazak» и «Mazur»
(бывшие немецкие A-68, A-64, A-80, A-59 и V-105) постройки времен Первой мировой войны, две канонерские лодки «Komendant Pilsudski» и «General Haller» (приобретены у Финляндии в начале 1920-х гг., где они строились
в качестве сторожевых кораблей для Российского флота)
, и шесть тральщиков типа «Jaskólka», ставшие самыми крупными кораблями, построенными в Польше до начала Второй мировой войны.
Подводные силы польского флота представляли пять подлодок, из которых наиболее современными были большие океанские лодки «Оrzeł» и «Sęp», построенные в Нидерландах и принятые в состав флота весной
1939 года (полное водоизмещение 1473 т), и три подводных минных заградителя: «Wilk», «Żbik» и «Ryś» (построены во Франции в начале 1930-х гг.).

В несколько лучшем состоянии находилась береговая артиллерия флота. К 1939 году на полуострове Хела была введена в строй современная артиллерийская батарея в составе четырех 152-мм орудий системы Бофорс. Постройка и монтаж остальных артиллерийских батарей завершились уже после начала боевых действий.
Примечательной выглядит неудачная попытка приобретения тяжелых 305-мм орудий для нужд береговой обороны во Франции. Речь идет об орудиях, демонтированных с отправленного на слом бывшего российского линкора «Генерал Алексеев»
(«Император Александр III»), оказавшегося вместе с другими кораблями и судами Русской эскадры Вооруженных сил Юга России в Бизерте (Тунис). Транспортировка этих орудий оказалась слишком сложной в техническом плане, и вплоть до весны 1940 года они оставались в Бизерте. Неудачей обернулось также обращение к правительству Великобритании с предложением
о приобретении старого монитора типа «Terror», вооруженного двумя 381-мм орудиями.
В связи с ухудшающейся военно-политической ситуацией в Европе командование военно-морских сил Польши во главе с контр-адмиралом Е. Свирским тщательно рассмотрело различные сценарии хода боевых действий и варианты возможного участия в них военного флота. Ведь
в случае начала мировой войны геополитическое положение ВМС Польши сильно усложнялось.

Эскадренный миноносец «Grom»
Эскадренный миноносец «Grom»

По существу, надводные корабли были обречены на уничтожение авиацией противника, поскольку противовоздушная оборона военно-морских баз была крайне слабой: не хватало зенитной артиллерии, прожекторов и современных средств связи. Командование флота даже
не располагало столь необходимой для отражения воздушных атак противника на корабли и военно-морские базы истребительной авиацией.
Результаты совещаний с представителями вооруженных сил Франции, основного союзника Польши, явно указывали, что она не может направить свои корабли на Балтику, ссылаясь на то, что состояние и безопасность имеющихся там военно-морских баз не позволяют сделать такой шаг. Аналогичные аргументы выдвинули и англичане во время переговоров, состоявшихся в
мае 1939 года. И что еще хуже, в ближайшем окружении генерального инспектора вооруженных сил Польши, маршала Э. Рыдз-Смиглы, бытовало мнение, что корабли польского флота обязаны вступить в бой с неравными силами противника и героически сражаться до последнего мгновения, не спуская флага.
Предложение о том, что польские эсминцы могут быть выведены за пределы Балтики, первоначально было воспринято как проявление трусости.

К счастью, благодаря усилиям контр-адмирала Е. Свирского, командование вооруженными силами согласилось с доводами
о необходимости заблаговременного вывода польских кораблей
из Балтийского моря в ситуации, когда война с Германией становится неизбежной. Маршал Э. Рыдз-Смиглы разрешил оставить на Балтике только один из них с целью обеспечения прикрытия минного заградителя «Gryf» и огневой поддержки армейских частей и сил береговой обороны, защищающих побережье.
В конечном итоге в состав
«группы прорыва» под командованием командира дивизиона эскадренных миноносцев командор-поручника
Р. Станкевича вошли: «Blyskawica»
(флагманский корабль; командир командор-поручник В. Кодребский), «Grom» (командир командор-поручник А. Хулевич) и «Burza» (командир командор-поручник С. Нахорский).
На Балтике, таким образом, остался эсминец «Wicher», хотя до сих пор непонятно, почему выбор пал именно на него. В первых послевоенных публикациях содержится намек на якобы плохое состояние силовой установки, не позволяющее ему совершить переход на Запад, хотя
в более поздних работах на эту тему не имеется однозначных суждений
по существу данного вопроса.

Эскадренный миноносец «Burza»
Эскадренный миноносец «Burza»

К концу августа 1939 года стало достаточно ясно, что Германия готовится к нападению на Польшу. Как стало известно позднее, согласно плану «Fall Weis» («Белый план») вторжение должно было начаться 26 августа в 4 ч 30 мин утра, но в последний момент его перенесли на 1 сентября. Вооруженные силы Польши были приведены в состояние повышенной боевой готовности, а 29 августа объявлено о начале всеобщей мобилизации, отмененной в 16 ч того же дня и возобновленной на следующий день. В атмосфере общего замешательства 30 августа в 12 ч командиры эсминцев получили приказ об эвакуации в Великобританию. Операция получила условное обозначение «Пекинг» («Peking»). После совещания, проведенного на борту «Blyskawica», в 14 ч 15 мин эсминцы покинули военно-морскую базу Оксива. На кораблях сыграли боевую тревогу. Для обеспечения секретности информация о целях похода до личного состава не доводилась.
Согласно имеющимся сведениям, во время совещания на флагманском корабле было принято решение после выхода из Оксивы направиться на север
(в сторону шведского побережья), чтобы дезориентировать противника относительно возможных целей этой экспедиции. Как только берег скрылся из виду, эсминцы увеличили ход с 21,5 до 25 уз и направились на северо-запад. К сожалению, корабли все-таки оказались обнаружены.

В начале германское командование на основании данных радиоперехвата установило факт выхода польских кораблей из Гдыни. А в 16 ч 40 мин поступила радиограмма, переданная подводной лодкой U-31, в которой сообщалось, что три эсминца на большой скорости проследовали на север. Появление германской субмарины на маршруте перехода польских эсминцев оказалось не случайным. Еще накануне войны немцы выслали
в море, в район севернее Розевия, три подводных лодки — U-31, U-32 и
U-35, перед которыми поставили задачу по уничтожению польских кораблей и судов, направляющихся в Швецию или Данию, хотя официально боевые действия еще не начались.
Через несколько часов после встречи с U-31 эсминцы заметили с борта направляющегося в сторону Восточной Пруссии германского судна «Hohenhörn», на котором находилось несколько сот матросов, переброшенных из Щецина в Пиллау. С него немедленно последовало сообщение, указывающее на то, что польские корабли следуют на запад
в сторону балтийских проливов.
Чуть позже, уже после захода солнца, с 20 ч до 22 ч в преследовании «Blyskawica», «Grom» и «Burza» приняли участие три боевых корабля
из состава 1-й Флотилии эсминцев Балтийского флота ВМС Германии: «Friedrich Inn», «Erich Steinbrink» и «Friedrich Eckoldt», патрулировавшие между побережьем Польши и о. Борнхольм. Но поскольку до начала боевых действий оставалось еще более суток, ввиду ограниченных запасов топлива им пришлось отказаться от выполнения этой задачи и отправиться в Свиноустье, а навстречу продолжавшим переход на запад польским кораблям вышла группа германских: крейсер «Königsberg», эсминец «Bruno Heinemann» и два номерных эсминца старого типа T-107
и T-111.

Встреча польского эсминца «Blyskawica» с германским транспортом «Hohenhörn»  (справа), с борта которого и был сделан этот снимок
Встреча польского эсминца «Blyskawica» с германским транспортом «Hohenhörn» (справа), с борта которого и был сделан этот снимок

Встреча двух групп кораблей состоялась в 23 ч 58 мин (к этому времени T-107 и T-111 вернулись в базу, так как оказались не в состоянии вести преследование на такой высокой скорости хода). Преследователи были обнаружены польскими сигнальщиками-наблюдателями чуть позже полуночи, в 0 ч 10 мин, с наступлением последнего мирного дня, 31 августа. Но они приняли германские корабли за датский броненосец береговой обороны «Peder Scram» в сопровождении миноносца. После входа польских эсминцев в датские проливы немецкие корабли были вынуждены прекратить преследование, и направились к югу. Уже после входа в пролив Каттегат (со стороны Северного моря) об обнаружении отряда польских кораблей сообщила подлодка U-5, а затем — U-6. Приняв к сведению полученные от них радиограммы, командование германских ВМС направило в этот район также U-19, но эта субмарина не смогла обнаружить польские эсминцы.
Заключительным аккордом в калейдоскопе событий во время перехода
в Великобританию стала встреча со шведским эсминцем «Klas Horn». После полудня, в 15 ч 30 мин, когда группа польских кораблей находилась уже в Северном море, в небе показались германские самолеты-разведчики Do-18, немедленно сообщившие об их обнаружении, курсе
и скорости береговому командованию.

Чтобы оторваться от «воздушного хвоста», поляки направились в сторону Норвегии. Маневр оказался удачным, и с наступлением сумерек эсминцы сумели отделаться от нежелательного общества.
И уже после начала боевых действий,
1 сентября 1939 года, в 12 ч 58 мин вблизи шотландского побережья польские корабли встретили специально выделенные командованием британского флота два старых эсминца — «Wanderer» и «Wallace», и в их сопровождении проследовали в военно-морскую базу Лейт. Так завершилась первая операция военного времени польских надводных кораблей. Согласно законам международного морского права, англичане должны были интернировать и разоружить их, поскольку Великобритания официально до 3 сентября являлась нейтральной, в то время как с 1 сентября Польша находилась в состоянии войны с Германией. Во избежание осложнений было объявлено, что польские эсминцы прибыли в Великобританию с визитом вежливости
и несколько задержались с возвращением.
Прибытие отряда польских кораблей имело большое политическое значение. Во-первых, таким образом, удалось сохранить боевое ядро флота; во-вторых, юридически они представляли собой единственную
не оккупированную немцами территорию Польши, что значительно облегчило процедуру признания эмигрантского польского правительства коалиционным правительством, возглавляемым У. Черчиллем.

© М. Глок, В. Марковский
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут" №61/2011
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!