Абхазская железная дорога сегодня выглядит заброшенной: огромные вокзалы Гагры и Сухума забиты железными листами, рельсы скрываются в траве и кустарниках, светофоры похожи на заблудших призраков советских времён, а грузовой поезд едет в лучшем случае один раз в день, ведомый одним из двух сохранившихся в стране электровозов, каждый из которых выпущен ещё при Хрущёве. Но не зря Абхазия - страна души, и железная дорога здесь тоже сохранила свою душу, несмотря на то (а может, и благодаря тому), что её содержанием здесь никто не занимается.
Если не читали начало истории, то очень рекомендую пройти по этой ссылке, а потом вернуться.
А если пропустили предыдущую часть истории, то вам сюда:
13 марта 2017 года было нашим последним днём пребывания в Абхазии. В этот день ожидался грузовой поезд из Сухума, а также пассажирский из Москвы, поэтому мы с Петром помчались вглубь страны открывать новые железнодорожные места. 8 часов утра, а маршрутка уже высадила нас на остановке в селе Хыпста, застроенном похожими друг на друга двухэтажными домами с верандами. На вершинах гор ещё не успел растаять снег, а небо было ясным, суля яркую фотографию.
Пройдя около сотни метров по дороге, ведущей в Мюссеру, мы оказались на перегоне Гудаута - Звандрыпш. Ожидая снять поезд прямо с автодороги на переезде, мы были разочарованы: вся полоса отвода заросла кустарником, а с нужной нам солнечной стороны установлены опоры контактной сети и заброшенная будка дежурного.
Было очевидно, что хорошего кадра в этом месте не выйдет, и мы решили пойти вглубь перегона рассчитывая найти хоть какую-нибудь приличную точку съёмки. Дудки с маслом! Весь перегон оказался таким - даже километровые столбы абхазские железнодорожники поленились очистить от непролазных колючих сорняков.
Хоть до поезда оставалось почти полчаса, найти красивый пейзаж к его появлению мы не успели. А вот и наш герой: уже слышен бубнёж дизеля, гудок, через минуту его красная морда появляется из кустов, и вот российский 2ТЭ10М по кличке "Медведь" с красно-белыми знаками габарита у буферных огней неспешно проползает мимо нас, везя укороченный некурортный поезд из Москвы в Сухум. Хоть железная дорога электрифицирована, вся пассажирская работа в Абхазии ведётся на российских тепловозах: из семи подстанций работают четыре, и те с перебоями.
Кое-как найдя место, чтобы встать на безопасном расстоянии от пути, мы с Петром сделали не самую красивую фотографию, чья единственная изюминка - гора со снежным покрывалом. А вам нравится? Пишите в комментариях.
Когда хвостовой вагон скрылся за кустами, мы продолжили шествие по шпалам в поисках места съёмки теперь уже грузового поезда. Вид голых серых веток начал надоедать, но вскоре появился мостик с видом на реку Мчишта, чьи берега утопали в зарослях, как и полоса отвода железной дороги.
А вот и станция Звандрыпш, где, к моему удивлению, из четырёх путей сохранились целых три. Почему её не разобрали - для меня загадка: здесь нет подъездных путей и обслуживания пассажиров, а всего в 10 километрах расположена Гудаута - крупная по меркам Абхазии станция, где есть как грузовая так и пассажирская работа. В Википедии написано, что у московских поездов здесь техническая стоянка, но зачем? Если вы можете объяснить таинственное спасение Звандрыпша, напишите ваши версии в комментариях.
Сама станция представляет собой разъезд с четырьмя путями, один из которых частично разобран и используется для хранения старых рельсо-шпальных решёток (возможно, именно это и есть назначение станции Звандрипш). Автоблокировка на станции давно не работает, и светофоры постепенно обрастают лианами.
Когда мы дошли до середины станции, нашим взорам открылось спрятанное среди кипарисов очаровательное станционное здание. Витая колоннада с изящными круглыми проёмами, на которые опирается кровля, сложная оградка и оконные рамы - все эти элементы сделаны из некрашеной древесины и вкупе с жёлтым основанием создают простой, но интересный облик постройки.
Здание стоит на склоне насыпи, и здесь можно видеть, насколько хорошо оно сохранилось: хотя бы тот факт, что деревянные конструкции до сих пор стоят ровно, а не как дома в забытых русских деревнях, говорит о многом. Старые оконные рамы покосились, а стёкла частично выбиты, но всё же видно, что здание не брошено на произвол судьбы и выглядит даже лучше, чем вокзалы в Гагре и в Сухуме. Информацию о создателе здания мне найти не удалось.
Снимать Абхазского дракона на станции мы не собирались (кто такой Абхазский дракон - скоро узнаете). А значит, по сложившейся уже абхазской традиции - Сухумское шоссе, маршрутка, Гагра, площадь Гагарина и платформа Абаата. Да, снимать три дня подряд в одном и том же, но проверенном, месте показалось нам более удачной идеей, чем пытаться выбрать локацию наугад. Перед посадкой в маршрутку мы сфотографировали советскую легенду - ГАЗ-66 с бортовой платформой.
Час езды, час ожидания на Абаате - и всё повторяется: снова жутковатый сырой ветер из тоннеля, снова огромные жёлтые глаза и пароходный гудок зелёного Дракона, снова его хвост с лязгом скрывается в недрах горы. Эмоции от встречи с ним такие же сильные, как в первый раз, это почти любовь с первого взгляда, вдобавок повезло, что не пришлось ждать его четыре часа, как это было два дня назад.
Куда поехал наш Дракоша - в Россию, или на станцию Цандрыпш? Когда вернётся - через пару часов или не вернётся вовсе? Ответа на эти вопросы у нас не было, поэтому мы приняли за аксиому второй сценарий, при котором поезд должен был вскоре поехать обратно, а дальше - Сухумское шоссе, маршрутка, и станция Чигрыпш, с которой начиналось наше знакомство с Абхазской железной дорогой.
И мы в поисках красивого пейзажа отправились вдоль Чёрного моря в направлении Псоу, оставив позади огромную бетонную конструкцию неизвестного назначения (фото 1). Вскоре миновали входной светофор станции, который, как и все остальные светофоры в Абхазии, не работал (фото 2).
На бетонной конструкции были обнаружены послания российских железнодорожников, которые восстанавливали железную дорогу Абхазии в конце 2000-х годов.
Место здесь довольно опасное из-за ограниченной видимости, но нам было известно, что до пассажирского пять часов, а грузовой поедет "в лицо" и мы его заранее увидим и услышим. А других поездов в Абхазии просто нет. Но слепую кривую, где с одной стороны - пропасть, а с другой - непроходимые колючие заросли, мы на всякий случай проскочили бегом.
Дальнейшее пребывание на перегоне принесло нам несколько неплохих точек для съёмки, в каждой из которых мы останавливались, надеясь снять обратный "пролёт Дракона", но он не появлялся, и скоро стало ясно, что состав уехал на территорию России.
Примерно в 15 часов Пётр отправился в аэропорт Адлера и до станции Цандрыпш я дошёл уже в одиночку, обнаружив по пути поглощаемый природой остановочный пункт Багрыпш. Кроме пассажирской платформы на 8 вагонов, которая лет 50 не видела ремонта, здесь сохранился кассовый павильон (фото 2).
Вот и станция Цандрыпш на горизонте, а вон ВЛ8 на боковом пути, готовый отправиться с российским грузом вглубь Абхазии. Подходить к нему я не стал: общение с пограничниками в мои планы не входило, а ноги после 9 километров по гравию стали чугунными, поэтому под сосной недалеко от Белых Скал я дождался московского поезда и сделал довольно рядовую фотографию.
Я надеялся, что Драконище отправится сразу после прохода пассажирского, но он так и остался стоять на станции Цандрыпш до моего отъезда. А тут уже и до самолёта два часа, а значит - Сухумское шоссе, маршрутка, Псоу... Затем ещё одна маршрутка, аэропорт, а ещё через три часа я дома.
Так и закончилось моё первое посещение Абхазии - страны души и воображения, страны драконов и забытых железнодорожных дворцов, во всяком случае, именно такой она представилась лично мне.
Что хотелось бы сказать напоследок? Да - поезда тут ходят даже не раз в день, зато каждая встреча с ними дарит столько предвкушений и эмоций, сколько в России за год не соберёшь. Хотя бы потому, что в России уже лет 20 как не осталось электровозов ВЛ8, которые именно в силу своего возраста и редкости так манят нас посещать Абхазию.
Но ещё важнее - эмоции. В России чаще всего известно, что, где и когда поедет, поэтому мы просто приезжаем в нужное место, дожидаемся, нажимаем кнопку на фотоаппарате и уезжаем с каменным лицом. Здесь же поймать поезд - это стопроцентное везение, и когда этот поезд появляется после многих неудачных попыток и многих часов ожидания, такая фотография приносит столько детской радости, будто сорвал джекпот, или случайно поймал в каком-нибудь болоте гигантского осетра, или когда вызвал такси эконом-класса, а тебе за эти деньги подали лимузин. В конце концов, каждый, кто хоть раз получал желанный подарок на новый год, должен меня понять.
А железная дорога Абхазии получает 10 драконов из 10. Не знаю другого места в мире, где такую радостную бурю эмоций вызывает старый зелёный электровоз, проносящийся мимо сказочных железнодорожных дворцов, и приветствующий всех пароходным гудком.
С вами был Блог ЖД Фотографа. Лично я влюбился в Абхазскую железную дорогу, а вы? Делитесь впечатлениями в комментариях.
До скорого!
Оглавление и краткое содержание:
Прочитайте мою повесть о посещении железных дорог рядом с Украиной: