Найти тему
Блог ЖД фотографа

Поезда в Абхазии: привет от РЖД. На чем держится железная дорога между Грузией и Россией?

Абхазская железная дорога сегодня выглядит заброшенной: огромные вокзалы Гагры и Сухума забиты железными листами, рельсы скрываются в траве и кустарниках, светофоры похожи на заблудших призраков советских времён, а грузовой поезд едет в лучшем случае один раз в день, ведомый одним из двух сохранившихся в стране электровозов, каждый из которых выпущен ещё при Хрущёве. Но не зря Абхазия - страна души, и железная дорога здесь тоже сохранила свою душу, несмотря на то (а может, и благодаря тому), что её содержанием здесь никто не занимается.

Если не читали начало истории, то очень рекомендую пройти по этой ссылке, а потом вернуться.

А если пропустили предыдущую часть истории, то вам сюда:

13 марта 2017 года было нашим последним днём пребывания в Абхазии. В этот день ожидался грузовой поезд из Сухума, а также пассажирский из Москвы, поэтому мы с Петром помчались вглубь страны открывать новые железнодорожные места. 8 часов утра, а маршрутка уже высадила нас на остановке в селе Хыпста, застроенном похожими друг на друга двухэтажными домами с верандами. На вершинах гор ещё не успел растаять снег, а небо было ясным, суля яркую фотографию.

Пройдя около сотни метров по дороге, ведущей в Мюссеру, мы оказались на перегоне Гудаута - Звандрыпш. Ожидая снять поезд прямо с автодороги на переезде, мы были разочарованы: вся полоса отвода заросла кустарником, а с нужной нам солнечной стороны установлены опоры контактной сети и заброшенная будка дежурного.

Не приезжайте в Хыпсту снимать поезда - лучше уж оставайтесь в проверенной Гагре.
Не приезжайте в Хыпсту снимать поезда - лучше уж оставайтесь в проверенной Гагре.

Было очевидно, что хорошего кадра в этом месте не выйдет, и мы решили пойти вглубь перегона рассчитывая найти хоть какую-нибудь приличную точку съёмки. Дудки с маслом! Весь перегон оказался таким - даже километровые столбы абхазские железнодорожники поленились очистить от непролазных колючих сорняков.

Хоть до поезда оставалось почти полчаса, найти красивый пейзаж к его появлению мы не успели. А вот и наш герой: уже слышен бубнёж дизеля, гудок, через минуту его красная морда появляется из кустов, и вот российский 2ТЭ10М по кличке "Медведь" с красно-белыми знаками габарита у буферных огней неспешно проползает мимо нас, везя укороченный некурортный поезд из Москвы в Сухум. Хоть железная дорога электрифицирована, вся пассажирская работа в Абхазии ведётся на российских тепловозах: из семи подстанций работают четыре, и те с перебоями.

Кое-как найдя место, чтобы встать на безопасном расстоянии от пути, мы с Петром сделали не самую красивую фотографию, чья единственная изюминка - гора со снежным покрывалом. А вам нравится? Пишите в комментариях.

Как выскочит, как выпрыгнет - пойдут клочки по закоулочкам.
Как выскочит, как выпрыгнет - пойдут клочки по закоулочкам.

Когда хвостовой вагон скрылся за кустами, мы продолжили шествие по шпалам в поисках места съёмки теперь уже грузового поезда. Вид голых серых веток начал надоедать, но вскоре появился мостик с видом на реку Мчишта, чьи берега утопали в зарослях, как и полоса отвода железной дороги.

Уж здесь берега точно не завалены старыми мангалами и другими "подарками" дикарей, которые не умеют увозить мусор с собой.
Уж здесь берега точно не завалены старыми мангалами и другими "подарками" дикарей, которые не умеют увозить мусор с собой.

А вот и станция Звандрыпш, где, к моему удивлению, из четырёх путей сохранились целых три. Почему её не разобрали - для меня загадка: здесь нет подъездных путей и обслуживания пассажиров, а всего в 10 километрах расположена Гудаута - крупная по меркам Абхазии станция, где есть как грузовая так и пассажирская работа. В Википедии написано, что у московских поездов здесь техническая стоянка, но зачем? Если вы можете объяснить таинственное спасение Звандрыпша, напишите ваши версии в комментариях.

Сухумская горловина станции Звандрыпш
Сухумская горловина станции Звандрыпш

Сама станция представляет собой разъезд с четырьмя путями, один из которых частично разобран и используется для хранения старых рельсо-шпальных решёток (возможно, именно это и есть назначение станции Звандрипш). Автоблокировка на станции давно не работает, и светофоры постепенно обрастают лианами.

Когда мы дошли до середины станции, нашим взорам открылось спрятанное среди кипарисов очаровательное станционное здание. Витая колоннада с изящными круглыми проёмами, на которые опирается кровля, сложная оградка и оконные рамы - все эти элементы сделаны из некрашеной древесины и вкупе с жёлтым основанием создают простой, но интересный облик постройки.

Здание стоит на склоне насыпи, и здесь можно видеть, насколько хорошо оно сохранилось: хотя бы тот факт, что деревянные конструкции до сих пор стоят ровно, а не как дома в забытых русских деревнях, говорит о многом. Старые оконные рамы покосились, а стёкла частично выбиты, но всё же видно, что здание не брошено на произвол судьбы и выглядит даже лучше, чем вокзалы в Гагре и в Сухуме. Информацию о создателе здания мне найти не удалось.

Многие люди в России живут в домах, которым ещё хуже, чем этому вокзалу.
Многие люди в России живут в домах, которым ещё хуже, чем этому вокзалу.

Снимать Абхазского дракона на станции мы не собирались (кто такой Абхазский дракон - скоро узнаете). А значит, по сложившейся уже абхазской традиции - Сухумское шоссе, маршрутка, Гагра, площадь Гагарина и платформа Абаата. Да, снимать три дня подряд в одном и том же, но проверенном, месте показалось нам более удачной идеей, чем пытаться выбрать локацию наугад. Перед посадкой в маршрутку мы сфотографировали советскую легенду - ГАЗ-66 с бортовой платформой.

На таком и в соседнее село на дискотеку не стыдно поехать.
На таком и в соседнее село на дискотеку не стыдно поехать.

Час езды, час ожидания на Абаате - и всё повторяется: снова жутковатый сырой ветер из тоннеля, снова огромные жёлтые глаза и пароходный гудок зелёного Дракона, снова его хвост с лязгом скрывается в недрах горы. Эмоции от встречи с ним такие же сильные, как в первый раз, это почти любовь с первого взгляда, вдобавок повезло, что не пришлось ждать его четыре часа, как это было два дня назад.

Вам кажется, что эту картинку вы уже видели. Но нет, она другая. Самые внимательные напишут отличия от предыдущей в комментариях.
Вам кажется, что эту картинку вы уже видели. Но нет, она другая. Самые внимательные напишут отличия от предыдущей в комментариях.
А это навес от дождя и будка дежурного по тоннелю на Абаате.
А это навес от дождя и будка дежурного по тоннелю на Абаате.

Куда поехал наш Дракоша - в Россию, или на станцию Цандрыпш? Когда вернётся - через пару часов или не вернётся вовсе? Ответа на эти вопросы у нас не было, поэтому мы приняли за аксиому второй сценарий, при котором поезд должен был вскоре поехать обратно, а дальше - Сухумское шоссе, маршрутка, и станция Чигрыпш, с которой начиналось наше знакомство с Абхазской железной дорогой.

И мы в поисках красивого пейзажа отправились вдоль Чёрного моря в направлении Псоу, оставив позади огромную бетонную конструкцию неизвестного назначения (фото 1). Вскоре миновали входной светофор станции, который, как и все остальные светофоры в Абхазии, не работал (фото 2).

На бетонной конструкции были обнаружены послания российских железнодорожников, которые восстанавливали железную дорогу Абхазии в конце 2000-х годов.

И вам привет, ДГКУ-4980! Интересно, эта дрезина ещё жива?
И вам привет, ДГКУ-4980! Интересно, эта дрезина ещё жива?

Место здесь довольно опасное из-за ограниченной видимости, но нам было известно, что до пассажирского пять часов, а грузовой поедет "в лицо" и мы его заранее увидим и услышим. А других поездов в Абхазии просто нет. Но слепую кривую, где с одной стороны - пропасть, а с другой - непроходимые колючие заросли, мы на всякий случай проскочили бегом.

Дальнейшее пребывание на перегоне принесло нам несколько неплохих точек для съёмки, в каждой из которых мы останавливались, надеясь снять обратный "пролёт Дракона", но он не появлялся, и скоро стало ясно, что состав уехал на территорию России.

Примерно в 15 часов Пётр отправился в аэропорт Адлера и до станции Цандрыпш я дошёл уже в одиночку, обнаружив по пути поглощаемый природой остановочный пункт Багрыпш. Кроме пассажирской платформы на 8 вагонов, которая лет 50 не видела ремонта, здесь сохранился кассовый павильон (фото 2).

Вот и станция Цандрыпш на горизонте, а вон ВЛ8 на боковом пути, готовый отправиться с российским грузом вглубь Абхазии. Подходить к нему я не стал: общение с пограничниками в мои планы не входило, а ноги после 9 километров по гравию стали чугунными, поэтому под сосной недалеко от Белых Скал я дождался московского поезда и сделал довольно рядовую фотографию.

Фотография публикуется впервые!
Фотография публикуется впервые!

Я надеялся, что Драконище отправится сразу после прохода пассажирского, но он так и остался стоять на станции Цандрыпш до моего отъезда. А тут уже и до самолёта два часа, а значит - Сухумское шоссе, маршрутка, Псоу... Затем ещё одна маршрутка, аэропорт, а ещё через три часа я дома.

Так и закончилось моё первое посещение Абхазии - страны души и воображения, страны драконов и забытых железнодорожных дворцов, во всяком случае, именно такой она представилась лично мне.

Что хотелось бы сказать напоследок? Да - поезда тут ходят даже не раз в день, зато каждая встреча с ними дарит столько предвкушений и эмоций, сколько в России за год не соберёшь. Хотя бы потому, что в России уже лет 20 как не осталось электровозов ВЛ8, которые именно в силу своего возраста и редкости так манят нас посещать Абхазию.

В 2019 году я снял Дракона на обрыве у моря. Заряда радости от этой фотографии хватило мне до конца отпуска.
В 2019 году я снял Дракона на обрыве у моря. Заряда радости от этой фотографии хватило мне до конца отпуска.

Но ещё важнее - эмоции. В России чаще всего известно, что, где и когда поедет, поэтому мы просто приезжаем в нужное место, дожидаемся, нажимаем кнопку на фотоаппарате и уезжаем с каменным лицом. Здесь же поймать поезд - это стопроцентное везение, и когда этот поезд появляется после многих неудачных попыток и многих часов ожидания, такая фотография приносит столько детской радости, будто сорвал джекпот, или случайно поймал в каком-нибудь болоте гигантского осетра, или когда вызвал такси эконом-класса, а тебе за эти деньги подали лимузин. В конце концов, каждый, кто хоть раз получал желанный подарок на новый год, должен меня понять.

А железная дорога Абхазии получает 10 драконов из 10. Не знаю другого места в мире, где такую радостную бурю эмоций вызывает старый зелёный электровоз, проносящийся мимо сказочных железнодорожных дворцов, и приветствующий всех пароходным гудком.

С вами был Блог ЖД Фотографа. Лично я влюбился в Абхазскую железную дорогу, а вы? Делитесь впечатлениями в комментариях.

До скорого!

Оглавление и краткое содержание:

Прочитайте мою повесть о посещении железных дорог рядом с Украиной: