Российская империя не вписалась в рынок. Поэтому и слиняла. Вернее, не вписалась она в созданный рынком мир начала XX века. Это мир-индустрия, мир-магазин, где каждый жалкий человек, именуемый гражданином имеет свою невысокую цену. Он рождается, проходит индоктринацию именуемую образованием, вливается в нацию-"семью". Главные цели индоктринированного осла в рамках нации - производить, потреблять и сдохнуть на войне. Быть удобрением для государства. Это и есть патриотизм! Патриотизм был чужд глубинному народу Российской Империи. В Великой aka империалистической войне это стало одной из главных причин поражения. И в этом со мной согласен сэр Альфред Нокс, британский военный атташе в России с 1911- по 1918 гг. Вот что он пишет в своих мемуарах "Вместе с Русской армией":
"Классовое неравенство, бюрократическая модель управления, похожая на немецкую, но без немецкой честности и профессионализма, – все это легло на плечи неграмотного населения, лишенного чувства патриотизма. В результате государственная конструкция оказалась слишком хрупкой для того, чтобы выдержать долговременное напряжение.
Русское крестьянское население, по сути, является мирным, оно далеко от империалистических устремлений в мире, никогда не понимало, за что ему приходится сражаться. Даже при умеренном уровне подготовки командира крестьяне во многих случаях сражались достойно. Русский народ мог бы продолжить воевать достойно, если бы продолжал надеяться на победу, но он очень быстро потерял доверие к своему правительству и командованию. Для того чтобы продолжать стойко идти к победе сквозь непрерывную череду катастроф, нужно обладать более высоким типом организации человека. В том, что русский тип оказался слишком низок для этого, виновно в основном русское правительство, которое ничего не делало для развития образования, с помощью водочной монополии многие годы позволяло размывать национальный характер, ослабляя его стойкость. Правительство Французской Республики также должно было действовать мудрее: оказать давление на русского императора и с чисто прагматической точки зрения убедить его ввести в стране повсеместное обязательное начальное образование с упором на патриотическое воспитание, а также развивать внутреннее производство для создания военной продукции. Однако никто не рассчитывал на длительную войну, и всеми владела только одна мысль: ускорить мобилизацию в России путем строительства новых железных дорог и увеличить количество новобранцев в русской армии с тем, чтобы страна как можно скорее смогла бы своей количественной мощью склонить чашу весов. Поэтому любой намек на развитие образования воспринимался бы как «неоправданное вмешательство во внутренние дела союзной дружественной державы».
Союзникам России пришлось дорого заплатить за низкое развитие масс русского населения. С самого начала войны русские сдавались в плен тысячами, и русские пленные позволили освободить сотни тысяч немцев с сельскохозяйственных полей и промышленных предприятий и отправить их на Западный фронт."
Вердикт вынесен с британской прямотой. Оставим на совести Нокса прогон о "типе организации" - в наше время за такой можно и статью словить. Но тогда было другое время. Что подмечено верно - у человека с крестьянским сознанием не может быть патриотизма. Его "патриотизм" это патриотизм своего двора (моя хата с краю), деревни, в крайнем случае региона ("сибиряки мы" или "уральцы"). Крестьянин искренне верит, что никакие немцы никогда не дойдут до его деревни. Опять же приведу цитату из Нокса: «Для среднего русского крестьянина его страной является собственный очаг на Волге или на Урале, где он родился и куда, как ему кажется, немцы никогда не смогут дойти».
Дело не в том, что Нокс русофоб и возводит поклеп на Россию которую мы потеряли. Проблема того что люди не хотели убивать друг друга за какие-то там проливы или чтобы австрияки не поимели сербов ведь была не только в России. Это проблема общая для государств находившихся в состоянии транзита от аграрной архаики к индустриальному обществу пламенных патриотов. С ней столкнулась, например, и Италия. Nakhera нищему крестьянину с юга подыхать за интересы pidorov-северян, которые его же и грабят? На этот риторический вопрос итальянское правительство отвечало массовыми расстрелами. Русскому командованию хватило порядочности не опускаться до зверств.
Разумеется, Первая мировая война дала мировым "элитам" хороший урок. Они уже не повторяли ошибок. Следующие двадцать лет они потратили на производство первоклассных патриотов. Высший сорт, полная готовность к утилизации! А вот какими методами и к чему это привело...я лучше промолчу - время сейчас сложное, да и собеседники ненадежные. Поэтому...Товарищ майор, я люблю патриотизм и призываю всех постоять за Отечество! Ему нужны новые патриоты и много - ведь они долго не живут!
Автор - Саня Любомирский