Какое-то время назад на этом канале было опубликовано два материала, посвященных лучшей и худшей графике в кино 1990-х. Публику они как-то неприлично сильно взбудоражили, причем мне ставили в вину выбор эпохи, служившей лишь трамплином для будущих достижений цифровых спецэффектов. Окей, конец года – лучший повод оглянуться назад и посмотреть, а стала ли лучше графика в 2021-м. Что же, у меня для вас плохие новости, кажется, все видеокарты Голливуда майнят криптовалюты, иначе на одного "Человека-паука: Нет пути домой" с захватывающим дух зеркальным измерением у нас не приходилось бы двадцать посредственных картин с жутким графонием.
Мне даже не придется напрягаться, чтобы напомнить вам о совершенно беспомощных цифровых эффектах в картинах прошедшего года, за которые их создателям должно быть стыдно. Впрочем, это не мешает мне и вам некоторые из этих лент любить. Ну, так как? Посмотрим на убогие пиксели?
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
"Черная вдова" – Падение Красной комнаты
Для фильма, стоившего 200 миллионов долларов и имевшего дополнительный год на доработку спецэффектов, в "Черной вдове" слишком много технических огрех. Особенно заметна работа техников спустя рукава в финале картины, когда Наташа и Елена разрушают летающую конструкцию Дрейкова. Мало того, что в сцене драматического диалога двух Черных вдов на свои обязанности забили цветокорректоры (лица актрис заметно "светятся" на фоне зеленого экрана), так еще и отброшенная взрывом Флоренс Пью настолько явно летит на страховочных тросах, что, кроме улыбки, ее падение ничего не вызывает. Лень было снять еще дубль? Ну, не жалуйтесь тогда на оценки.
"Лига справедливости Зака Снайдера" – Эпилог
То, что "Лига справедливости Зака Снайдера" в принципе увидела свет – само по себе чудо. Но имеем ли мы основания им восхищаться? Студия выделила режиссеру 70 миллионов долларов, чтобы завершить начатое, но доснятый им эпилог вызывает лишь недоумение – как такое вообще можно показывать зрителям? Из-за наложения графиков актеры не могли сниматься вместе, их снимали отдельно на фоне зеленых экранов. Эзра Миллер так и вовсе был за океаном и снялся в своей сцене буквально по Zoom – лицо актера вклеено в шлем Флэша с тем же изяществом, с каким делались первые дипфейки. Всё еще хотите продолжения Снайдерверса?
"Красное уведомление" – Бой быков
Строго говоря, "Красное уведомление" с технической точки зрения выглядит позорно от открывающего логотипа Netflix до финальных титров – ума не приложу, куда были вложены 300 миллионов долларов бюджета (цифру указывают не слишком достоверные источники, но даже полуофициальные 200 миллионов выглядят растратой). Однако эпизод с появлением персонажей Райана Рейнольдса и Дуэйна Джонсона на арене боя быков выглядит настоящим издевательством над публикой. В силу ряда причин актеры не присутствовали на съемочной площадке в Испании и снимались в павильоне в США, так что в кадре в особенно сложных сценах сталкиваются "нарисованные" герои и "нарисованный" бык. На то, как "кукольный" Скала отлетает от разъяренного животного просто больно смотреть. Ну, правда, сделано на отвали.
"Это всё он" – Танец в текстурах
Поскольку вы вряд ли вообще стали смотреть комедийную мелодраму "Это всё он" – и правильно сделали, это очень плохое кино – я расскажу вам об одной из самых смешных технических ошибок в кино 2021 года. Эту ленту в принципе сложно заподозрить в использовании графики, но вода, как говорится, дырочку найдет – создатели ленты задумали эпизод с песней и танцем на фоне океана и... провалили ее. С обработкой изображения что-то пошло не так, и вы легко можете увидеть, как руки героини то и дело "исчезают в текстурах". Но это еще не всё – затем в одной из сцен героев почему-то помещают на зеленый фон, куда потом вклеивают изображение, двигающееся в замедленном темпе. Они там что, вообще готовый фильм не пересматривали?
"Шан-Чи и легенда десяти колец" – Драконы
Две первых трети фильма, пока действие "Шан-Чи" разворачивается в Америке и "цивилизованной" части Китая, выглядят вполне неплохо. Даже за чуть суматошную драку на строительных лесах небоскреба я бы авторов упрекать не стал. А вот с перемещением сюжета в "волшебную долину" начинается фестиваль графики, который порой превращается в абсурд и лажу. Кульминация приводит к схватке драконов с прозвищами Великий Защитник и Обитатель Тьмы, и вот тут эффекты дают ощутимый сбой. Еще по "Игре престолов" мы помним, насколько сложно достоверно разместить на спине летающей твари человека, и в Marvel, кажется, не стали изучать опыт HBO – Шан-Чи и Ся-Линь смотрятся на этой карусели пикселей безобразно. Может, актерам стоило остаться в стороне?
"Обитель зла: Раккун-сити" – Собака-зомби
Справедливости ради, нужно отметить, что бюджет перезагрузки "Обители зла" составил всего 25 миллионов долларов – по меркам других картин, собранных мной для этой доски позора, сущие копейки. Но и копейки можно потратить с умом, а можно вложить в мишуру и барахло. Наиболее грустно – и именно из-за низкой квалификации специалистов по эффектам – выглядит Цербер, собака-зомби, хорошо знакомая поклонникам оригинальных игр. Если Пол У.С. Андерсон в фильме 2002 года использовал доберманов с физическим гримом (получилось очень страшно), то в новой версии на живую собаку "напялили" цифровую накладку. Получилось дешево и постыдно. Ладно хоть от твари быстро избавились.
"Вечные" – Тролль Пип
На "Вечных" и без меня вылился ушат помоев из каждого интернет-окна – мол, скучное, бестолковое, необязательное получилось кино, бестолково "потратившее" как персонажей оригинальных комиксов, так и занятых их исполнением звезд. При этом к спецэффектам претензий особых не предъявишь – оружие Фины, облик Аришема, ярость Девиантов показаны весьма красочно. Всё здорово ровно до сцен после титров, потому что тролль Пип, появившийся на борту Домо – это какой-то позор. Главное, совершенно непонятно, почему этот эпизод не был сделан с должным усердием. Подвел подрядчик? Отложили на последний момент и ничего не успели? Посчитали, что публика уйдет из зала? Ну, нельзя же так рисовать в XXI веке, это же уровень каких-то первых диснеевских мультиков.
"Большой красный пес Клиффорд" – Эмили на собаке
Можно, конечно, полагать, что юная аудитория не столь притязательна, и ей будет достаточно просто видеть на экране огромного красного щенка, который едва помещается в квартиру и разрушает всё, к чему неудачно прикоснется, но вместе с детьми такие фильмы часто смотрят их родители. И от взрослых не утаишь тот факт, что с графикой в картине всё сильно не в порядке. Даже в тех эпизодах, где Эмили гладит своего красного пса, можно легко заметить, как ее руки проходят сквозь шерсть собаки. Но самое унылое начинается, когда героиня отправляется в путешествие по Нью-Йорку верхом на своем питомце-переростке – на спине собаки сидит кукла, и создатели спецэффектов даже не потрудились как-то это скрыть. Я такое неуважение без внимания не оставляю.
"Космический джем: Новое поколение" – Ал-Го-Ритм
Обойти вниманием новый "Космический джем" в теме про спецэффекты было бы преступлением – фильм с ЛеБроном Джеймсом в главной роли состоит из графики процентов, наверное, на 90. Но яркие краски и невероятные нарисованные трюки не могут скрыть абсолютную беспомощность ненужного сиквела. "Новое поколение" – это какой-то просто концентрат безвкусицы в каждом аспекте, и в графике тоже. Завершается лента очным противостоянием знаменитого баскетболиста и искусственного интеллекта Ал-Го-Ритма, существа с головой Дона Чидла и телом какого-то качка. Соединение получилось жутким и местами даже вызывающим отвращение, словно нас заставляют смотреть на калеку или человека с физическими дефектами. Как тут не вспомнить Царя Скорпионов из моей предыдущей подборки худшей графики?
"Преступный квест" – Брюс Уиллис
Видит бог, я обожаю Брюса Уиллиса. Можно сказать, моя карьера киножурналиста стартовала с серии материалов о трилогии (в те годы еще трилогии) "Крепкий орешек" для одного там ресурса. И мне, безусловно, больнее многих смотреть на то, во что превратил свою карьеру некогда любимый миллионами актер. В этом году вышло сразу несколько плохих, очень плохих фильмов с участием Уиллиса (с участием, потому что игрой это не назовешь), и в эту подборку цифрового позора я бы хотел включить финальную сцену корявого боевика "Преступный квест". В концовке не особенно осмысленного противостояния кого-то с кем-то Брюс подрывает своего соперника из гранатомета и принимает торжественную позу на фоне пылающих руин. Даже ребенку очевидно, что актер снят на фоне зеленого экрана, причем вписали его в окончательный кадр без малейшей коррекции и пририсованных бликов огня. Актер при этом оглядывается так, словно вообще не понимает, где снимается. Это уже дно, или Брюс сможет хуже?
Я еще раз повторю свою вечную мантру – у меня нет цели каким-то образом оскорбить создателей перечисленных выше картин или актеров, не сумевших должным образом воплотить в кадре своих персонажей. Это всего лишь кино, убиваться здесь не из-за чего. Но я хочу сподвигнуть вас смотреть самые разные фильмы – хорошие и плохие, смешные и грустные, переполненные графикой или снятые на обычный телефон. Каждая картина – это открытая дверь в удивительный мир, который может оказаться для вас лучшим местом на свете.
И да, я продолжу писать о самом разном кино – здесь у меня нет никаких табу. Предлагайте в комментариях темы, задавайте вопросы, передавайте подарки в музей Капитал-шоу Поле чудес – я рад любому отклику. И чаще заглядывайте на канал Киноведа в штатском – в 2022-м здесь будет еще интереснее. Читайте, смотрите, не болейте, берегите близких, цените волшебство, и...
Увидимся в кино!
#кино #спецэффекты #брюс уиллис #космический джем #marvel