Неожиданно для себя я обнаружил в Берлинском музее семь частей полиптиха из церкви Кармине в Пизе, написанные Мазаччо и его учениками. Этот полиптих располагался там на алтаре и был потом утерян в связи с перестройкой здания. Картины же оказались в разных местах, и я был рад увидеть хотя бы часть из них в Берлине. Одна из панелей привлекла мое особое внимание, поскольку я не очень понял, о чем там речь.
Мне показалось, что она посвящена одному сюжету, поскольку с обеих сторон там были изображены спящие люди, к тому же колористическое решение было очень гармоничным по всей панели.
Слушайте на сайте sponsr подкасты моей жены на темы культуры, искусства, философии, социологии
Однако название меня озадачило. Оно соединяло две совершенно разные истории и показывало, что панель посвящена двум святым, никак не связанным друг с другом. С левой стороны мы видим жуткий сюжет, названный "Убийство святым Юлианом своих родителей" (хорош святой!). С правой стороны действует св. Николай, который, к счастью, никого не убивает, но, на первый взгляд, подглядывает в окно (хм, с какой же целью?).
Почему Мазаччо (или Андреа ди Джусто, которого некоторые искусствоведы считают автором этих картин) поместил рядом двух разных святых? Объяснение может быть такое, что заказчиком Пизанского алтаря был Джулиано ди Колино, который считал св. Юлиана своим покровителем, а св. Николай был святым покровителем его родителей.
Прежде чем обратиться к истории Юлиана, разъясню сюжет про Николая. Он не подглядывает в окно, а совершает благодеяние, а именно: когда он только начинал свой священнический путь, то узнал душераздирающую историю об одной семье. Там было трое дочерей, никчемный папаша, но не было совсем денег на приданое. Значит, дочерей выдать замуж было невозможно, и папаша принял единственно верное (для себя) решение, куда их сбагрить — он решил, что они должны стать проститутками. Мило.
Узнав об этом, Николай решил помочь несчастной семье и ночью подбросил в окно золотые монеты. Так одна из дочерей была обеспечена приданым. Приходя еще две ночи, Николай подбрасывал еще денег для остальных девушек.
Так он спас их от бесчестия, а папаша, в последнюю ночь поймавший таки святого за делом, горячо его благодарил. В европейском искусстве сюжет был популярен, его изображали разные художники. Выше можно видеть чудесную картину Фра Анжелико, где сцена с девушками расположена справа.
Но что за дикая криминальная история связана с Юлианом? Кстати, этот сюжет тоже был довольно популярен в искусстве Эпохи Возрождения. Да и сам Мазаччо изображал ее не впервые. Выше вы видите фреску из Флоренции, к сожалению, плохо сохранившуюся. А ниже картину Мазолино да Паникале на тот же сюжет.
Итак, в чем же дело? Юлиан воистину попал в дикую ситуацию. Сперва во время охоты загнанный им олень предрек, что он убьет собственных родителей. Юлиан, конечно, не поверил (то, что олень заговорил, его не удивило). Потом он женился в другом городе и жил прекрасно, но как-то удалился по делам. В это время в гости приехали его родители. Молодая жена встретила их гостеприимно, напоила, накормила и спать уложила. В супружескую спальню. (Это важно!)
Когда вечером Юлиан возвращался домой, предвкушая встречу с любимой женушкой, ему явился дьявол в облике человека и наврал, что его жена сейчас в постели не с ним. Молодой муж ворвался в спальню и действительно в сумерках увидел на кровати две головы и, недолго думая, отрубил обе одним махом. После чего он вышел из опочивальни, а навстречу ему жена с благой вестью о приезде родителей. Немая сцена.
Ну вот, после этого Юлиан и потратил все свое состояние на сирых и убогих, помогал бедным, больным, каялся и был прощен, да еще и возведен в ранг святых. Странные все же люди жили в средние века...
#искусство #культура #святые
Подписывайтесь на мой канал!
Читайте еще здесь:
Попивая кофе в знаменитом кафе Греко в Риме, можно вообразить, что за соседним столиком сидит Гоголь