Найти тему
Человеческая Речь

Ружье не выстрелило! Чехов в ужасе! Юристы улыбаются.

На моей памяти юристы дважды уже до этого пытались поднять тему собственного нежного отношения к веснам в качестве основы для концерта. Но, юрфак – однозначно исключение из фольклорного правила «Бог троицу любит», при всей внешней простоте эта тема юристам никак не дается. Кстати, юристы не одиноки в попытках сделать сюжет весны из собственно весны, однако запоминающихся программ из этой затеи пока не выходило ни у кого. А ведь казалось бы – бери да делай! Что тут такого сложного? «Мы строили-строили, и наконец построили», как говаривал Чебурашка. Но это – кажущаяся простота. И особенно обманчиво ощущение, что проще всего в такой теме разбираться со сценарием.

Юристы навертели кучу спецэффектов – прежде, чем войти в зал, зрители попадают в цепкие лапы распорядителя мероприятия, на паркетке по команде АПЛОДИСМЕНТЫ оживают участники концерта в концертных же костюмах, а когда двери зала все же распахиваются, оказывается, что там уже сидит одинокий гитарист, как у Визбора и грамотно выдает «человеческую речь в исполненье нежных нот». Заявка-то, казалось бы, сразу на Гремми, ан нет, не тут-то было, зрители в игру юристов включиться не пожелали. И даже дружная команда членов жюри не пожелала тоже.

Можно обижаться, можно винить окружающую действительность в неправильном магнитном поле или приступе солнечной активности, факт остается фактом – фокус не удался, факир не справился. И, если честно, этот фокус и не мог получиться. При любом поле и любой активности. Просто никакой аниматор для весны не родной. Чужой. И никто на веснах аниматорам не рад – не за тем пришли, чтобы в конкурсах участвовать, не свадьба, чай! Да и Антон с гитарой для качественного фона ничем особенно не лучше простой фонограммы на закрытом занавесе. Обращение-то к зрителям такое же. А мы не готовы с фонограммой общаться до начала действия. До начала действия мы готовы общаться друг с другом, предвкушая, что там за занавесом нас ждет. Вот когда он наконец-то запел!.. И хорошо запел, и допел хорошо, а толку-то? Не бардовский концерт, чай! Даешь занавес!

Кстати, закономерно, что при десятке не очевидных начал концерта, в результате и финалов оказалось несколько. Один хуже другого. Это, друзья, хоть и не совсем то же самое, о чем писал Александр Сергеевич, который Грибоедов, но называется так же – «Горе от ума». Точнее от ощущения ума. А ощущение ума у юристов такое, что принадлежит оно исключительно им, остальным требуется помощь и консультация. Ну, это и понятно – профессиональная деформация. Но зрителям обидно. Они же и не такое уже успели понять за неделю весен, и не к такому еще готовы в предстоящую неделю весен, на кой им ляд так все разжевывать, да еще на языке, намеренно упрощенном до уровня подготовительной группы детского сада.

Сюжет, кстати, тоже максимально упрощен. Люди ставят весну, первокурсница пытается включиться, сперва не получается, потом, как кажется авторам, получается. Получается прочесть стихи Цветаевой. Не слишком убедительно. Зато со сцены и под аплодисменты. По замыслу авторов – это и есть подтверждение того, что весна удалась. А она не просто не удалась, она вообще не задалась с самого начала. Не смотря на обилие красивых и даже очень хороших номеров. И давайте коротенечко разберемся, а почему, собственно, не задалось, и могло ли задаться. И для этого сформулируем несколько аксиом сюжета.

Аксиома первая – ничего же не случилось! А сюжет – это про то, что что-то случилось. А если что-то случилось, то кто-то обязательно уже не тот, что был. С героиней, несмотря на то, что она вышла и прочла, ничего не случилось. Ей этого сценаристы не придумали что с ней случилось, оно и не случилось. А зритель – не из пещеры вчера за мамонтом вышел, да и мимоходом в Студ на показ юристов. Зритель видит – не случилось ничего. Люди, конечно, там на сцене про что-то свое маялись и переживали, но не случилось ничего. Даже крупнее красочка тут нужна – Ни Че Го!

Есть и вторая – если вы сначала заявляете яркого персонажа и яркое впечатление, без причин (опять же, без того, чтобы что-то случилось) этого персонажа и это впечатление бросать нельзя. Раз появился человек, который не просто зрителей и членов жюри построил в шеренгу по одному, а еще и саму госпожу директора СДК (еще бы ректора пригласили) в эту шеренгу поставил на правый фланг, то этот человек очень нужен и дальше. Он практически необходим и незаменим. Почему, скажите на милость, эта странноватая героинька не с этим человеком дальше общается, а с какими-то случайными участниками концерта? Вспомните Чехова, друзья! Если ружье на сцене висит, жди перестрелки! Обратите внимание, какая-то бездушная железяка с прикладом и то важна, а тут целый шпрехшталмейстер в чине не ниже генеральского, а не стреляет. Его просто не зарядили. Даже холостыми.

В общем, аксиомы – аксиомами, а думать-то нужно. Собственной головой. И очевидно провальных вещей в сценарий и действие не допускать. И невозможно из подготовки весен напрямую делать готовую весну. Ну просто потому, что подготовка весен – это не действие, а просто процесс. Почувствуйте, как говорится, разницу. Процесс не прерывается и не изменяется, а действие как раз и интересно именно тем, что в результате событий кардинально меняется. Именно за этим мы и приходим на концерты и спектакли следить, и ни за чем другим. А на процесс посмотреть – это нужно не концерт, а экскурсию организовывать. И лучше не в день показа собственной весны.